Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Кафедральный собор святого стефана. Кафедральный собор Святого Стефана в Вене: историческая судьба и архитектурные особенности. Собор Святого Стефана в Вене, история возведения

Кафедральный собор святого стефана. Кафедральный собор Святого Стефана в Вене: историческая судьба и архитектурные особенности. Собор Святого Стефана в Вене, история возведения

Собор Святого Стефана – резиденция кардинала – архиепископа, величайшее культовое сооружение Вены. 137-метровая башня давно стала символом города.

Собор Святого Стефана (Stephansdom или короче Steffl) был освящен в 1147 г. Это резиденция кардинала – архиепископа, величайшее культовое сооружение Вены. 137-метровая башня давно стала символом города. От позднероманской постройки, начатой при Фридрихе II, остался западный фасад с Исполинскими воротами и языческими башнями.

При Рудольфе IV началось строительство готического продольного нефа (с 1259 г.), южная башня (башня св. Стефана) была завершена в 1433 г. Работу над Северной башней начал в 1511 г. Ганс Пуксбаум, а в 1556 г. была установлена колокольня. Пик реставрационных работ пришелся на XIX в. Однако вследствие ущерба, причиненного бомбардировками в 1945 г., потребовались серьезные восстановительные мероприятия, длившиеся до 1961 г., вклад в которые внесли все Федеральные земли Австрии.

Одним из наиболее значимых позднероманских произведений искусства в Австрии являются Исполинские ворота – арочные рупорные ворота с богатым скульптурным орнаментом (ок. 1240 г.).

Неизгладимое впечатление производят Готический трехчастный продольный неф и раннеготический хор, в средней части которого сохранились витражи 1340-1360 гг. и сетчатый свод, покоящийся на колоннах.

У колонн стоят по большей части барочные алтари. На одной из колонн зодчий собора Антон Пильграм установил четырехметровую Кафедру, главное произведение позднеготической резьбы по камню (1514-1515 гг.), украшенную бюстами четырех отцов церкви (Амброзия, Иеронима, Папы Григория и Августина). У подножия кафедры мастер поместил свой автопортрет, известный в народе как «Оконный зевака».

У кафедральной колонны также находится «Мадонна для прислуги», раннеготическая статуя Марии, относящаяся к 1320 г.

Особым почтением пользуется Пётчская мадонна, стоящая под балдахином в правом нефе рядом с Певческим порталом.

К выдающимся достопримечательностям относится и надгробие императора Фридриха III (умер в 1493 г.) – самый роскошный готический надгробный памятник работы Никласа Герхерта ван Лейдена. Верхняя часть представляет собой лежащую фигуру императора, высеченную из красного мрамора.

Интерьер собора Св. Стефана

В высоком хоре с барочными сиденьями за современным алтарем возвышается главный алтарь из черного мрамора работы Иоганна Якоба Пока (1649-1670 гг.). Прекрасная алтарная картина «Св. Стефан, побиваемый камнями» и «Успение Марии» принадлежат кисти Тобиаса Пока. Венский Нойштадский Алтарь представляет собой резной готический створчатый алтарь, подаренный в 1447 г. императором Фридрихом III и привезенный из Нойштадтской Нойклостеркирхе.

Пёчская икона девы Марии

В зале северной башни находится оригинал «Бога зубной боли» (копия скульптуры – на внешней стене хора). Рядом со входом в лифт Северной башни (наверху которой находится знаменитый колокол Пуммерин) Вы увидите позднеготическое основание органа (сам орган отсутствует), на котором Антон Пильграм также поместил свой автопортрет.

Из капеллы северной башни можно спуститься в катакомбы, разветвленную сеть туннелей и комнат, которая служила склепом, когда места на кладбище на Штефансплац стало не хватать. Иосиф II запретил такой способ похорон и приказал в 1872 г. очистить и замуровать катакомбы. В настоящее время доступна герцогская усыпальница, построенная по желанию Рудольфа IV Основателя. С XVII в. здесь в медных урнах хранятся внутренности всех Габсбургов

Собор Святого Стефана – знаковая достопримечательность Вены. Он завораживает готической архитектурой и внутренним убранством. А если подняться на башню, то виды просто великолепны!

Немного истории

Символ Вены – Собор Святого Cтефана на площади . Великолепный, неповторимый, многоликий храм Штефансдом (Stephansdom или Steffl), как кафедральный собор впервые упоминается в венских хрониках 1221 года. Построили его на святом, «намоленном», месте. Еще в первой половине XII столетия здесь стояла приходская церковь.

Трёхнефную романскую базилику, носившую имя Святого Стефана (Штефана), начали перестраивать в 1230 году. Архитекторы планировали возведение храма в позднероманском стиле, и большая часть здания была уже закончена, когда случился пожар. Восстанавливать строение начали только в начале XIV века. Работы окончательно завершились в 1340 году. Храм был построен в готическом стиле.

Архитектура храма осталась готической, но черты строения позднее менялись в ходе множества реконструкций. Только в 1523 году, при Рудольфе IV, Штефансдом приобрел облик, сохранившийся до нашего времени.

Южная башня

Южная башня (Südturm), фото camel139bf

Высота Южной башни храма составила 136,44 м. На эту башню сегодня можно подняться, к смотровой площадке ведут 343 ступени. Внизу простирается красавица Вена, блестит голубой Дунай. С южной стороны виден , высокогорье Аннигер; с восточной – плодородная Паннонская низменность.

Северная башня

Собор построили асимметричным: южная башня получилась намного выше северной. Высота Северной башни составляет всего 68,3 м. Сооружение по ряду причин не достроили (при возведении оно обрушилось). Во II половине XVI столетия башню увенчали куполом.

Пуммерин

Колокол “Пуммерин”, фото Gryffindor

Северная башня служит колокольней собора. Главный колокол на ее звоннице – огромный – гигант весом более 21 тонны, диаметром более 3 метров. Если сказать точнее, сейчас башню украшает Новый Пуммерин. Старый колокол, отлитый в XVII веке из захваченных в боях турецких орудий, был разбит при пожаре в конце II Мировой войны. Осколки собрали и на колокольном заводе в городе Санкт-Флориане изготовили новый колокол. Вновь голос Пуммерина собирает прихожан в Собор по главным церковным праздникам.

В годы войны пострадал не только огромный колокол – был разрушен весь Штефансдом. Инициатива восстановления главного собора Австрии исходила от жителей Вены. Люди посылали деньги на реконструкцию, жертвовали храму личные религиозные ценности, привозили стройматериалы. На восстановлении трудилось множество волонтеров.

Минуло семь лет после войны, и обновленный Штефансдом открыл двери венцам и гостям столицы.

Убранство собора

Внутреннее убранство Штефансдома, фото Arjo Stokman

Собор великолепен не только снаружи. В нем хранятся ценнейшие реликвии, культовые предметы, произведения искусства. В убранстве храма сохранились подлинные скульптуры, готические витражи, прекрасные алтари, пластические и рельефные изображения святых, созданные именитыми скульпторами.

Кафедра (фото Craig Elliott)

Настоящий шедевр резки по камню – ажурная кафедра – считается, что была изготовлена Николаусом Герхартом в XV веке. Главную кафедру, изображающую отцов церкви (XVI век), создал Антон Пильграм.

В храме сохранились и старинные усыпальницы: надгробия императорских особ, настоятелей собора, знатных людей, ученых, архитекторов. Здесь покоятся Рудольф IV, Фридрих III, Евгений Савойский, 72 члена Габсбургской династии (но большинство их «могил» - символические, т. к. в Штефасндоме с 1633 г. хоронили только внутренности монархов, их тела - в церкви Капуцинов, a сердца – в церкви Св. Августина).

После восстановления Штефасндом стал центром притяжения для исследователей, историков, искусствоведов и туристов всего мира. Два миллиона гостей ежегодно посещают собор.

Штефансдом открыт ежедневно:

ПН-СБ с 06:00 до 22:00,
ВС и по праздникам с 07:00 до 22:00.

Экскурсии

Экскурсия по Собору

Тур с аудиогидом (продолжительность 40 мин.)

Время посещения:

ПН-СБ с 09:00 до 11:30 и с 13:00 до 16:30;
ВС и праздничные дни с 13:00 до 16:30.

Цена билета:

взрослые – €6,00;
дети (6-14 лет) – €2,50;
дети до 6 лет – бесплатно.

Тур с гидом (продолжительность 30 мин.)

Время проведения:

на немецком языке: ПН-ВС в 15:00;
на английском языке: ПН-СБ в 10:30.

Цена билета:

взрослый – €6,00;
дети (до 14 лет) – €2,50.

Экскурсия по катакомбам

Под восточной частью собора есть катакомбы – там, в XVIII веке, по приказу Карла IV хоронили умерших горожан.

Время проведения экскурсий:

ПН-СБ 10:00 – 11:30 и 13:30 – 16:30;
ВС и праздничные дни 13:30 – 16:30.

Цена билета:

взрослые – €6,00;
дети (6-14 лет) – €2,50;
дети до 6 лет – бесплатно.

Подъем на Южную башню

Время работы башни:

ПН-ВС 09:00 – 17:30.

Стоимость:

взрослый – €5,00;
дети (15-18 лет) – €3,00;
дети (6-14 лет) – €2,00.

Подъем на лифте на Северную башню к Пуммерину

Время работы башни:

ПН-ВС 09:00 – 17:30.

Цена билета:

взрослые – €6,00;
дети (6-14 лет) – €2,50;
дети до 6 лет – €0,50.

Полное посещение Собора

Стоимость билета с аудиогидом на полное посещение собора (катакомбы, две башни и сокровищница) – €14,90.

Воскресные богослужения

Воскресные мессы в Штефансдоме начинаются в 10:30 утра с сентября месяца по июнь; в 9:30 – в июле-августе.

Как добраться

Ехать на метро линии U1, U3 до станции Stephansplatz.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Друзья, здравствуйте! Собор Святого Стефана в Вене — один из самых известных храмов в Европе, не оставляющий равнодушным ни одного человека. Ошеломил этот грандиозный собор и меня во время знакомства с достопримечательностями Вены. Более того, я одолела 343 ступени, чтобы подняться на смотровую площадку самой высокой соборной башни и увидеть Вену с высоты. Охотно поделюсь своими впечатлениями с вами.

Ровесники этого храма, которых мне уже довелось увидеть и в , и в , и в ошеломляют не меньше, но главный собор Вены значительно превосходит их по высоте, так как его башня взметнулась к небу на 137 метров.

Возводился собор Святого Стефана в несколько этапов, начиная свою историю с более ранних романских церквей. Великое культовое сооружение, которое является не только , но и национальным символом Австрии, требует пристального внимания, поэтому в данной статье:

  1. Где располагается собор Святого Стефана
  2. Из истории возведения храма
  3. Внешний осмотр культовой достопримечательности
  4. Подъем на смотровую площадку готической башни собора

Где находится собор Святого Стефана

Отмечу, что в Вене есть несколько объектов, которые воспринимаются туристами как главные. Некоторые думают, что все они находятся в пределах одной площади, поэтому тут потребуется уточнение.

Абсолютно все гости Вены хотят увидеть собор Святого Стефана, и городскую ратушу. Эти достопримечательности расположены недалеко друг от друга, но все же, не рядом. Если взять за точку отсчета дворцовый комплекс Хофбург, то от него к городской ратуше нужно идти через в одну сторону, а к Святому Стефану – в противоположную, через один из дворов Хофбурга.

Чтобы дойти до храма от Михайловских ворот Хофбурга, выходящих на Михаэлерплац, достаточно прогуляться по одной из центральных улиц исторической Вены — Kohlmarkt, а потом свернуть на не менее известную пешеходную улицу . И очень скоро ваш взгляд остановится на высокой готической башне:

Да, вы приближаетесь к знаменитому венскому собору, который занимает всю центральную часть одноименной площади. Stephansdom – так называют австрийцы свой Кафедральный собор.

История собора Святого Стефана

Первая небольшая приходская церквушка в романском стиле появилась на этом же месте в XII веке, а в следующем столетии ее расширили и построили западную стену с порталом. Несмотря на то, что церковь Св. Стефана несколько раз страдала от разрушений, многократно достраивалась и перестраивалась, западная романская стена частично сохранилась и в современной версии собора:

В начале XIV века, во времена правления Альберта I и Альберта II церковь опять решили дополнить, но теперь уже в восточном направлении. Так появились хоры, которые до сих пор составляют восточную часть собора и называются Альбертовы хоры:

А в 1359 году Рудольф IV положил начало грандиозной перестройке собора в стиле готики. Перестройка подразумевала сохранение западного романского фасада и Альбертовых хоров, а южная и северная стороны сооружения должны были расширить внутреннее пространство, поэтому их стали возводить снаружи стен действующей в то время церкви.

Строительство начали с южной башни и завершили ее возведение только в 1433 году:

Высота башни 136, 44 м. Поэтому рассмотреть ее всю, стоя у стен собора практически нереально. Вот моя попытка сфотографировать южную часть Stephansdom:

Есть башня и c северной стороны собора, которая появилась позднее. Работы по возведению этой колокольни начались в 1450 году, потом приостановились в начале XVI века, и завершили строение только в 1579 году ренессансным куполом.

Уже в XX веке в послевоенные годы, когда и Вену, и собор восстанавливали после разрушений, северную колокольню перестраивали еще раз, так как ее верхняя часть обрушилась вместе с колоколом «Пуммерин».

Внешний осмотр собора

Только что мы смотрели на Св. Стефана с его невероятно высокой башней с южной стороны. Продолжаем обходить собор в направлении Альбертовых хоров и обратим внимание на детали сооружения. На стенах собора размещено несколько панно, отражающих библейские сюжеты.

Если отойти на небольшое расстояние, то за счет крутого наклона кровли, можно прекрасно рассмотреть гербы, ее украшающие. Выглядит кровля великолепно и завершается со стороны хоров вот такой пирамидой:

230 тысяч штук цветной черепицы было использовано для кровли собора, но не понапрасну.

И наконец, я нашла точку, из которой хотя бы относительно можно увидеть почти весь собор:

Отсюда хорошо видна северная башня, под куполом которой находится колокол «Пуммерин». «Гудящий» означает его название. Колокол отлили в 1951 году вместо того, который пострадал в военные годы. Его вес превышает 21 тонну, и звонит он только по особым праздникам несколько раз в году. Кроме «Гудящего» на колокольне установлено еще 22 колокола, и каждый из них звонит в предназначенное время.

На северной башне есть обзорная площадка, на которую можно подняться лифтом.

Но, если учесть, что высота северной башни 68 метров, то ее обзорная площадка находится не так уж высоко. Поэтому мы поднимемся на южную башню… хотя там и нет лифта.

Продолжаем осмотр северной стороны здания. И теперь перед нами готическая стена:

Я сейчас скажу, наверное, крамольную мысль, но мне эти готические башенки почему-то напомнили базилику в Барселоне. Это, должно быть, недопустимо, потому как творчество Антонио Гауди исключает прямые линии и острые углы, которые составляют основу готики. Но мне, дилетанту, это сходство так и приходит на ум, когда я смотрю на эту часть стены венского собора.

А мы завершаем обход грандиозного Stephansdom и поворачиваем к тому романскому фасаду, где располагается главный вход в собор. Верхняя часть фасада претерпела изменения и сейчас его украшает пара элегантных башен.

Находясь у входа, воспользуемся возможностью и посмотрим, как собор Святого Стефана выглядит внутри. Войти можно только на небольшую площадку в начале зала, далее установлена решетка. Поскольку в зале не было туристических групп, вероятно, экскурсии в собор предусмотрены только в определенное время. Не осведомлена в этом вопросе, поэтому не стану утверждать, а продемонстрирую тот зал, который видит каждый вошедший в собор:

В соборе установлено три органа. Можно только представить, какая здесь акустика, и как звучит музыка Моцарта и других австрийских талантов. В соборе часто проходят концерты духовной музыки.

Очень хотелось бы посетить концерт в Stephansdom, но пока это в будущем, а в настоящем у нас другое посещение – мы идем к южной башне собора.

Смотровая площадка готической башни Св. Стефана

Мы намерены подняться на смотровую площадку самой высокой башни собора. Конечно же, она находится далеко не на макушке башни, но выше всех составляющих сооружения. У входа прикреплена предельно информативная табличка:

Оплатив вход, мы стали подниматься по старинной винтовой каменной лестнице в довольно узком цилиндре башни. Движение затрудняется тем, что спускаются посетители все по той же лестнице и многие проходящие далеко не худенькие и стройные…

Если в Белой башне в после современной реставрации можно спокойно ходить по винтовой лестнице целой группой, а в Праге при подъеме на обзорную вышку Петршин предусмотрены отдельные лестницы для подъема и для спуска, то подъем на башню венского собора – это своего рода испытание. Признаюсь, подъем утомил, пока мы добрались до первой площадки, где можно отдышаться:

Это небольшое помещение, где есть возможность постоять в сторонке, и в котором, на радость поднимающихся, светло)) После небольшой передышки еще один рывок – и мы оказываемся в маленьком зальчике, который и служит смотровой площадкой. Здесь могут оказать первую помощь тому, кто не рассчитал свои силы, и кого подкосили многочисленные ступени:

Но главное, ради чего поднимаются на такую высоту посетители, это виды Вены с ее куполами и башнями и горной грядой на горизонте:

В панораме с южной стороны выделяются купола на площади Марии Терезии, а ближе к собору расположен Хофбург. На фото его можно узнать по многочисленным скульптурам и золотым шарам на фронтоне.

Мы прошлись по периметру помещения и выглянули в каждое окно, чтобы рассмотреть Вену со всех сторон, а потом спустились все по той же винтовой лестнице, которая на обратном пути показалась в два раза короче))

Но и на этом мы не остановились, а еще прогулялись вокруг собора, пока наше внимание не привлек магазинчик, где продают фирменные венские сладости. Особенно заинтересовали конфеты «Моцарт». Где же их и покупать, как не в Вене!

В завершение скажу, что в столице Австрии много достопримечательностей, но Кафедральный собор Святого Стефана производит, пожалуй, самое сильное впечатление. Соберетесь вы покорить южную башню или ограничитесь осмотром, но Stephansdom заставит вас неоднократно восхититься. Друзья, желаю и себе, и вам, оказаться однажды на концерте в этом грандиозном соборе.

Ваш euro-проводник Татьяна

В Москве - Кремль, в Берлине - Бранденбургские ворота, а что в Вене? Городским центром, символом Вены многие века служит главная католическая святыня - собор Святого Стефана (Штефансдом). Его невозможно перепутать с другими европейскими католическими соборами по очень простой причине - из двух причитавшихся ему высоких башен со шпилями достроена лишь одна. Как и в Санкт-Петербурге, Штефансдом принадлежит не христианской церкви, а городу. Что накладывает свой отпечаток на его посещение.

1. Собор строился три с половиной века, и перед нами - самая старая из построенных его частей. Это Романские башни и портал (1230-1245). А первая церковь на этом месте была построена к 1147 году, когда Юрий Долгорукий впервые в письме упомянул имя Москвы.

2. В XV веке начали возводить высокие готические башни со шпилями, но построить смогли только южную (на фото). В 1511 году строительство собора прекратилось, и северная башня осталась незаконченной.

3. На стене храма сохранились средневековые венские эталоны длины, сделанные из металлических полос. Круг на стене являлся эталоном размера выпекаемого хлеба.

4. Войдя внутрь храма, сразу бросается в глаза забор, разделяющий зал на две зоны. В первую зону может попасть любой желающий, здесь можно сесть, помолиться и поставить свечку. А вот для прохода в центральный неф и к главному алтарю надо купить билет. Также в стоимость билета может быть включено посещение музея-реликвария, подъём на северную и южную башни, а также экскурсия в катакомбы. Действует такой билет несколько дней.

5. Центральный готический неф собора посвящён Святому Стефану.

6. На одной из колонн расположена кафедра уникальной резной работы.

7.

8.

9. Автором кафедры был скульптор Антон Пилграм (1460-1516), изобразивший себя «поддерживающим» балкон на северной стене собора.

10. Южный неф посвящён двенадцати апостолам. В нём установлен один из трёх органов храма.

11. Здесь находится целое множество небольших алтарей, а также ложа для императорских особ (справа на фото).

12. Все алтари украшены скульптурами апостолов.

13.

14. Северный неф посвящён Деве Марии и венчается Нойштадтским алтарём.

15. Деталь алтаря XV века.

16. В храме похоронены многие настоятели собора.

17. А под этим пышным надгробием покоится тело Фридриха III, императора Священной Римской империи. Также в соборе похоронен знаменитый принц Евгений Савойский.

18. Главный алтарь.

19. По случаю Нового Года он был украшен ёлками и букетами цветов.

20. Скульптура Девы Марии, венчающей алтарь Святого Стефана.

21. Витражные стёкла в соборе по большей части сохранились.

22. Старинное стекло в дверях, ведущих в оду из шести капелл, пристроенных к основному помещению.

23. Огромное окно в романском стиле расположено за главным органом.

24. Главный орган собора установлен в 1960 году, предыдущий погиб при пожаре 1945 года.

25. Он украшен фигурами парящих ангелов и является крупнейшим в Австрии.

26. Орган имеет 125 регистров и 10 тысяч органных труб.

27. Управляется он четырьмя рядами клавиатур и педалями.

28.

29. Полюбовавшись органом, пройдём музей-реликварий собора.

30. По дороге можно рассмотреть вблизи заложенное окно на романском фасаде.

31.

32. Своды зала.

33. В реликварии собраны различные предметы, использовавшиеся в богослужениях.

34.

35.

36. Персидские стеклянные сосуды.

37. Навершие посоха архиепископа.

38.

39. Один из списков чудотворной Пёчской иконы.

40. При ближайшем рассмотрении оказалось, что нимбы украшены рельефным узором, а сама доска изъедена древоточцами.

41. Также здесь собрано значительное число ковчегов для святых реликвий.

42. На полках шкафов и в влтаре хранятся кости.

43. Есть даже целый застеклённый гроб.

44. Черепа.

45.

46. Тазовая кость.

47. Кости ног.

48. Но больше всего костей хранится под полом собора и прилегающей площади. В катакомбах - подземном кладбище в XVIII веке было погребено до 11 тысяч тел. Сейчас многие кости в беспорядке свалены в подземных казематах. Туда можно пройти с экскурсией, но фотографировать запрещено, поэтому вот фото из интернета.

49.Ещё одна возможность, которой мы не смогли не воспользоваться - подъём на башни. Винтовую лестницу, ведущую на северную башню, разобрали, а вместо неё в шахту встроили лифт с круглой кабиной.

50. Наверху попадаем на большую открытую площадку, на которой должны были возвести шпиль башни.

51. С огороженной сеткой площадки открывается прекрасный вид черепичной крыши собора.

52. Покрытие кровли состоит из 230 тысяч цветных черепиц. Ими выложены изображения гербов Австрии и Вены.

53. А также вид на готическое кружево соседней башни.

54. И на город, конечно.

55. Ещё один символ Вены - старое колесо обозрения в парке Пратер.

56. А на горизонте видно, как вращают лопастями гигантские ветрогенераторы.

57. Дымит труба мусоросжигательного завода Шпиттелау, построенного по проекту знаменитого архитектора Хундертвассера.

58. Дымят трубы электростанции Зиммеринг. при желании на фото можно разглядеть верхушку боевой зенитной башни № 5 в Аренбергапарке и купола венских газометров.

59. В этой же башне установлен главный колокол Пуммерин весом в 21 тонну. Оригинальный колокол был отлит в 1711 году и погиб при пожаре 1945 года.

60. Подъём на южную башню - только пешком по ужасно узкой винтовой лестнице. Лестница настолько узкая, что разойтись со встречными туристами очень затруднительно.

61. Обитатели башни.

62. Наверху попадаем в небольшую комнату с сувенирным магазинчиком.

63. Стены комнаты украшают как надписи XIX века.

64. Так и более новые, оставленные нашими соотечественниками. Как мы помним, Вену освобождали именно совесткие войска.

65. Отсюда виды на город ещё более захватывающие.

66. Вена очень ровный по этажности город, лишь в нескольких местах было разрешено построить высотки.

67. Дворец Бельведер.

68. Купол церкви Святого Петра.

69. Миноритенкирхе и городская Ратуша.

70. Церковь Святого Михаила, Хофбург и парламент Австрии.

71. С башни видно город вплоть до самых окраин.

72. На этом всё. Кто дочитал до конца - молодец!

Собор Святого Стефана главная — достопримечательность Вены, национальный символ Австрии и города Вены, национальное достояние и один из самых известных памятников средневековой европейской архитектуры и обойти его своим вниманием приехав в город даже на один день не представляется возможным. Романские «Исполинские врата», готическое убранство, декоративные детали эпохи Ренессанса и барокко — в убранстве храма воплотилась тысячелетняя история искусства Центральной Европы.

Доехать до него очень просто — на всех схемах венского метро собор обозначен рисунком своего характерного силуэта. Собор находится на площади Святого Стефана, а станция метро называется Stephansplatz, из метро вы подниметесь прямо к собору, никуда больше идти не надо.

Сколько стоит посещение Собора святого Стефана

Войти в собор можно бесплатно, пройти далеко не дадут или придется прикинуться верующим, верующим можно бесплатно, туристам за деньги, так же как в .

Полный билет, включающий в себя подъем на обе башни, аудиогид на русском языке по самому собору, и экскурсию в катакомбы собора на немецком и английском языке стоит:

Нам достались билеты по спецпредложению, наверное в низкий туристический сезон, как раз и действуют скидки.

Билеты можно купить у подножия южной башни. К тому же можно купить отдельные билеты только туда, куда хотите именно вы, на каждую из перечисленных опций взрослый билет стоит по 5 евро. Обратите внимание, что в катакомбы можно пройти только с экскурсией по времени.

Вход на лестницу Южной башни, там же продают билеты

Южная башня Собора Святого Стефана

Мы взяли полные билеты и начали с Южной башни собора. Это самая высокая башня собора и подниматься на нее придется пешком, для отдыха там предусмотрена одна площадка, но она достаточно высоко. Лестница очень узкая и по ней осуществляется движение вверх и вниз, разойтись достаточно трудно.

На самой верхней площадке расположен сувенирный магазин, там работает отопление, фотографировать придется через стекло.



Вид на Вену с Южной башни Собора Святого Стефана

После спуска пошли осматривать собор, но оказалось, что до 13-00 в соборе будет идти богослужение и всем туристам предлагается подождать. Нужно заметить, что верующих было много, почти целый собор, и часть из них очень складно пели, такого религиозного рвения я не ожидала увидеть, летом в Турку мы видели богослужение, там было не более 10 верующих.

Во время богослужения в соборе было включено полное освещение, оно осталось включенным всего на 10 минут после его окончания, потом свет выключили и туристы осматривали сокровища собора в полумраке — немецкая экономность в действии, это при том условии, что мы заплатили за билеты.

Внешние стены

Площадь вокруг Собора Святого Стефана совсем не большая и сфотографировать его целиком не представляется возможным. Поэтому сделали несколько фотографий издали.



Исполинский портал собора Святого Стефана, сохранивший романские стены 1230-1245 годов постройки

В западном фасаде сохранились самые старинные стены, там над входом встроена кость дракона, как думали раньше, сейчас ученые установили, что это кость мамонта, именно поэтому западный фасад получил название Исполинского портала . Рядом расположены Языческие башни , названные так за то что в при их строительстве использовали материал из бывших культовых древнеримских построек.

У стен Собора Святого Стефана расположена стоянка туристических фиакров.Прокатиться на фиакре стоит всего 55 евро, жуть, если пересчитать по нынешнему курсу в рубли. Все лошадки закутаны от дождя в Gore Tex, рядом с фиакрами стоит характерный навозный запах. Зимой, достаточно сомнительное удовольствие, катание на фиакре, окошечко там маленькое, дождь идет и оно все в каплях, так что рассмотреть Вену из фиакра не удастся.



Фиакры у стен собора Святого Стефана

Последнее время в связи с кризисом на Украине, кафедра Св. Иоанна Капистрана получила популярность в интернете. Святой Иоанн Капистрана прославился тем, что призывал к войне с неверными, но под ногами у него почему-то, скульптор изобразил одного из героев фильма «Тарас Бульба», получается, что он украинцев считал неверными или это все таки турок? Я навела справки, турки не носили причесок типа оселедец, значит это запорожский казак. Очевидно в те времена, турки и казаки были одинаково неверными для жителей Вены.

Кафедра Св. Иоанна Капистрана

С заднего фасада собора установлена фигура Христа, прозванная «Господь, страдающий от зубной боли». Известно предание о юношах, посмеявшихся над статуей. Их поразила ужасная зубная боль, бедняги не могли ничего делать, а облегчение наступило только после молитвы раскаяния.



Распятие «с зубной болью», называемое так из-за выражения на лике Спасителя

Бронзовая копия собора, меньше в 100 раз, чем оригинал. Поясняющая запись на ней написана азбукой Брайля. Вокруг собора работает одна из рождественских ярмарок.



Макет Собора Святого Стефана

Северная башня Собора Святого Стефана

Изначально хотели построить две одинаковые башни, но как часто случается, не получилось и сейчас северная башня существенно ниже южной, зато внутри нее есть лифт с лифтером, наверху организована открытая смотровая площадка. Туда стоит подниматься, чтобы получше рассмотреть великолепную крышу собора из цветной майоликовой черепицы.

Северная башня Собора святого Стефана в Вене

Крыша собора Святого Стефана

Внутри Собора Святого Стефана

Вена пережила две турецкие осады. Первую — трехнедельную в 1528 году. В 1683 году осада длилась уже 3 месяца. Турки, стоявшие на территории нынешнего квартала Шпительберг, выпустили по Вене более 1000 ядер. Одно из них застряло в стене Южной башни. На нем горожане вырезали лицо великого визиря Кары Мустафы (ядро можно увидеть только в бинокль) .

Макет алтаря в честь снятия турецкой осады

В помещении собора в память о турецких осадах был установлен масштабный алтарь, который погиб в пожаре 1945 года. Собор уцелел во время бомбардировок последней войны и операции по взятию Вены, но был сильно поврежден при пожаре, перекинувшемся на него с рынка разграбленного мародерами. Собор горел три дня, свод собора обвалился, гигантский колокол Пуммерин, сорвался с подвеса и разрушил при падении Северную башню. Восстановительные работы ведутся по настоящий день, многие реликвии уцелели, т.к. были защищены защитными саркофагами.



Сохранившиеся фигуры алтаря в честь снятия турецкой осады

Ниже фото 14-граной купели для крещения в капелле Святой Екатерины (1481 год). украшеной рельефами, главных героев Евангелия.

Капелла Святой Екатерины в Южной башне Алтарь Святой Екатерины в южной башне

Согласно поверью, обвиняемая в краже прислуга одной графини пред этой скульптурой умоляла о поддержке Мадонну. Настоящий грабитель был пойман, и графиня помиловала служанку. Согласно иной версии, скульптура украшала женский хор, там проводилась наиболее раннее богослужение, на нем присутствовала только челядь, встававшая гораздо раньше своих господ.

Статуя Мадонны — заступницы прислуги

Император Фридрих III заказал саркофаг еще в молодости. Пьедестал массивной каменной усыпальницы украшают сказочные и ужасные звери, и без костей с черепами тоже не обошлось — символы прегрешений императора. Рельефы на стенках гроба символизируют его добрые начинания. В верхней части многочисленные церковные служители из основанных венценосцем монастырей, молятся о спасении бессмертной дущи Фридриха. Говорят, кто заглянет на крышку саркофага на целый год убережет себя от внезапной смерти, но сделать это можно разве что воспользовавшись стремянкой, поскольку саркофаг слишком высок.



Саркофаг Фридриха III в Апостольском нефе

Самый основной алтарь из темного мрамора изготовлен уже в эпоху барокко и является одним из первых алтарей Вены выполненных в этом тогда еще новом стиле.



Главный алтарь Собора святого Стефана (1640-1660)

Винер-Нойштадский алтарь украшен выразительными раскрашенными деревянными рельефами (72 святых и сцены из жизни Девы Марии), обрамленными готическими орнаментами. Он был создан по указанию императора Фридриха III и долгое время хранился в монастыре города Винер-Нойштадт.



Винер-Нойштадский алтарь

Готическая кафедра епископа полна символизма, к каким только ассоциациям не обращается скульптор, но жителям 21 века не понять глубокого замысла автора без надлежащих объяснений. Во многих деталях кафедры идет противопоставление небесного числа 3 (Святая Троица) и земного числа 4, напоминающего нам о нашей бренной жизни, например у нас 4 времени года, 4 основных темперамента можно выделить у людей и т.д.



Епископская кафедра 1480 год

Экскурсия в Катакомбы Собора Святого Стефана

Экскурсия начинается в Северной башне собора, вход в катакомбы возможен только с экскурсоводом. Он говорит сначала на немецком, потом повторяет на английском, четко разделяя слова и не быстро, т.е. при среднем владении языком вполне можно понять. Фотографировать там нельзя.

Сами катакомбы делятся на несколько помещений. Первые помещения выглядят совсем цивилизованно. Там похоронены венские епископы, у саркофага последнего епископа стоят свежие цветы, горят свечи, т.е. благодарные прихожане еще его не забыли. Дальше мы прошли в помещение, где похоронены герцог Рудольф VI, а рядом на полках в кастрюльках стоят внутренние органы Габсбургов. Фуууу, что еще можно сказать по этому поводу.

Дальше начались совсем мрачные подземелья, которые раньше были частью кладбища, располагавшегося вокруг собора, много костей и черепов. Всего в катакомбах погребено около 11000 человек, в том числе и умерших во время эпидемии чумы.

Многие надгробные плиты вмонтированы сейчас во внешние стены собора.



Надгробные плиты на внешних стенах Собора Святого стефана

Для тех, кто хочет увидеть катакомбы, но не хочет за это платить, можно посоветовать осмотреть капеллу Святого Виргилия внизу при входе на станцию метро. Её строительство относится к 1230 году и за долгие столетия она оказалась на 12 м ниже современного уровня площади.



Капелла Св. Виргилия в метро

Во время осмотра собора мы получили ни с чем несравнимые впечатления, погрузились в историю, узнали много нового, насладились великолепной панорамой Вены, открывающейся с башен Собора, испытали на себе ужас подземелий. Всем советуем подробный осмотр собора, это того стоит.

На моем сайте вы можете узнать . Вам больше не придется просматривать десятки сайтов чтобы найти информацию про: какой вид транспорта выбрать (самолет, поезд, автобус,), все методы трансфера из аэропорта Вена-Швехат, чем заняться в Вене, что посмотреть самостоятельно, где можно скачать аудиогид, где попробовать легендарный торт Захер и чуть менее знаменитый тафельшпиц, Все в одной статье, все необходимые ссылки.

| 10 (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)