Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Машина которая очищает хлопок. Хлопкоуборочные машины. Социально-экономические последствия изобретения

Машина которая очищает хлопок. Хлопкоуборочные машины. Социально-экономические последствия изобретения

Примечание. С дефисом пишется ряд сложных прилагатель­ных, части которых обозначают неоднородные признаки, напри­мер: народно-освободительное движение (народное освободитель­ное), научно-популярный журнал (научный популярный), учеб­но-производственные мастерские (учебные производственные).

Следует иметь в виду, что среди сложных прилагатель­ных много традиционных написаний, например: всемир­но-исторический (но: всемирно известный), народно-по­этический. Поэтому при сомнениях в их написании следу­ет обращаться к орфографическому словарю,


  1. В первой основе сложных прилагательных пишется од­но к, если она образована от существительного на н, и пишет­ся нн, если она образована от прилагательного с нн, напри­мер: вагоноремонтный завод (завод по ремонту вагонов), но вагонно-паровозный парк (парк вагонный и паровозный).

  2. соро­каградусный, двадцатипятиметровый.
252. От слов, данных в скобках, образуйте сложные прилагатель­ные и запишите их вместе с существительными (сложные прила­гательные везде ставьте перед существительными).

1) Машина (которая очищает хлопок); 2) трубка (кото­рая проводит пар); 3) бумага (чувствительная к свету); 4) завод (где строятся корабли); 5) фабрика (на которой прядут шёлк); 6) выработка (средняя за год); 7) культура (Древней Руси); 8) ветер (с северо-запада); 9) рабочие (фабрик и заводов); 10) словарь (русский и французский); 11) промышленность (кожевенная и обувная); 12) литера­тура (по сельскому хозяйству); 13) секция (шахматная и шашечная); 14) завод (где ремонтируют вагоны); 15) депо (вагонное и паровозное).

253. От данных слов образуйте сложные прилагательные.

(Тёмный) коричневый костюм, (светлый) зелёная ткань, (бледный) лиловый цвет, (яркий) красный ситец, (иссиня) чёрные волосы, (изжёлта) оранжевый мандарин, (розова­тый) жёлтые плоды, (белый) снежная скатерть, (синева­тый) голубое небо, (матовый) бледное лицо, (серебристый) серый песец, (васильковый) синие глаза, (янтарный) жёлтые лимоны.

254. Спишите, образуя сложные прилагательные.

1) Ель уходит остриём в... бездонную (купол)образную синеву. (Бун.) 2) Накануне вечером со стороны (север)вос-точной опять появился туман. (Аре.) 3) Озаряемые сияни­ем луны, палатки нашего бивака казались (иссиня)белыми. (Аре.) 4) Над (не)обозримой степной р..вниной, куда к (прозрачный)зелёному небосклону убегало шоссе, плыли в (бледный)голубом небе лиловатые облака. (Бун.) 5) Мы плыли в сплошной (молочный)белой пелене, закрывшей бе­рег и море. (С.-М.) 6) Грозно горело на (чёрный)воронёном небе белое созвездие Ориона. (Бун.) 7) Склоны сопки, на которую поднялся Алексей, покрывал (низкий)рослый дуб­няк. (В. Аж.) 8) По холодному бледному небу уныло полз­ли лохмотья (изжёлта)серых облаков. (В. Аж.) 9) Беридзе и инженер подошли к центру площадки, где рыли котло­ван под здание (насосный)дизельной станции. (В. Аж.) 10) (Жёлтый)крылые бабочки перелетают с травки на травку. (Л. Т.) 11) В тесной гавани на (рыба)ловных ботах были развёрнуты для просушки (разный)цветные паруса. (Пауст.) 12) До полудня лежала (свинцовый)тяжёлая, обильная роса. (Шол.)

255. Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в употреб­
лении прилагательных. Спишите, исправляя предложения.

1) Коробочка была бережная хозяйка. 2) Гостиную Со-бакевича украшали представительные собой люди. 3) Пар­тизаны продвигались в неприглядной тьме. 4) В течение цельных суток лил дождь. 5) Боязно оглянувшись, жен­щина осторожно переступила порог и остановилась. 6) Хи­мия очень завлекательная наука. 7) На родине поэта уста­новлен мемориальный памятник.

256. Спишите. Обозначьте суффиксы прилагательных.

Авантюра - авантюрист - авантюристический; аван­гард - ав..нгардный; аллегория - ал..горический; бре­зент - брезентовый; кипарис - кипарисовый; фанта­зия - фантастика - фантастический; оптимизм - опт..мист - оптимистический; пессимизм - пес.мист - пес.мистический; атлет - тяжёлая..тлетика - ..тлетиче-ский; эстафета - эст..фетный; кульминация - кульмина­ционный; миниатюра - миниатюрный; монумент - монументальный.

257. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните их
употребление. Составьте схему выделенного предложения.

Ока один из волжских пр..токов уступающий по длине лишь Каме начинается в (широко) листв..ных лесах значи­тельно южнее Москвы. В верхнем течен.. реки можно ознакомиться с (Белев) (Чекалин) (Калуга) (Алексин) (Сер­пухов) и другими старинными ру..кими городами. Чу­десные берега возле города Тарусы запечатлены в картинах написанных художник.. (Поленов). Недостатка в (живопис­ных п..йзажах нет однако ни в нижн.. ни в средн.. течен.. Оки. Какие тут (изумрудно) зелёные луга какие дубравы!

Ока перес.кает земли на которых наши предки осели (тысяч..)летия назад и поэтому картины героического про­шлого во..кресают перед нами при (путешествии по реке. Жителям не раз преходилось отбывать натиск врагов на­ступавших на Русь.

258. Прочитайте отрывок из рассказа А. И. Солженицына «От­
ражение в воде». Отметьте характерные для этого текста средства
языковой выразительности. Назовите эпитеты. Какие из них яв­
ляются метафорическими? Спишите, вставляя пропущенные бук­
вы. Напишите отзыв о рассказе, выразив своё отношение к по­
ставленным в нём проблемам.

В поверхности быстрого потока (н..)разл..чить отраже­ний н.. близких, н.. далёких: даже если (н..)мутен он, даже если свободен от пены - в постоянной струйчатой ряби, в (н..)угомо..ной смене воды отр..женья (н..)верны, (н„)отчётливы, (н..)понятны.

Лишь когда поток через реки и реки доходит до спокой­ного широкого устья, или в завод., остановившейся, или в

Озерке, где вода (н..)продрогн..т, - лишь там мы видим в зеркальной глад., и каждый листик пр..брежного дерева, и каждое перышко тонкого облака, и налитую голубую глубь неба.

Так и ты, так и я. Если до сих пор всё (н..)как (н..)увид..м, всё (н..)как (н..)отразим бе..мертную чекан­ную истину, - не потому ли, значит, что ещё двинемся куда-то? Ещё живём?..

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

§ 46. ПРАВОПИСАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ


  1. У количественных числительных пять - девятна­дцать, двадцать и тридцать ь пишется на конце, а у чис­лительных пятьдесят - восемьдесят, пятьсот - де­вятьсот - в середине слова.

  2. Числительные триста и четыреста пишутся с бук­вой а на конце, девяносто - с буквой о в именительном и винительном падежах и с а в остальных падежах.

  3. Слитно пишутся количественные числительные, по­следней частью которых являются -десят, -ста, сот, и об­разованные от них порядковые числительные, например: семьдесят - семидесятый, четыреста - четырёхсотый, семьсот - семисотый.

  4. Раздельно пишутся составные количественные чис­лительные и образованные от них порядковые числитель­ные, например: семьдесят пять - семьдесят пятый, семьсот семьдесят пять - семьсот семьдесят пятый,

  5. Сложные прилагательные, первой составной частью которых являются числительные, пишутся слитно: сорока­градусный, двадцатипятиметровый.
Слитно пишутся сложные порядковые числительные, вторая часть которых -сотый, -тысячный, -миллионный, -миллиардный, например: семисотый, пятитысячный, восьмимиллиардный, стотридцатипятитысячный, сто-восъмидесятитрёхмиллионный и т. п.

Примечание. Если перед элементом -сотый, -тысячный, -мил­лионный, -миллиардный количество выражено не словами, а цифрой, то после цифры ставится дефис, например: 7-сотый,

5-тысячный, 3-миллионный, 8-миллиардный, 135-тысячный, 183-миллионный.

6. Слова, входящие в дробные числительные, пишутся

Раздельно, например: 5 пять с половиной, 3 - - три

с четвертью, 7 семь с восьмой, 3,5 - три целых пять

десятых и т. д.

В порядковых числительных, в состав которых входят

Дробные обозначения с половиной, с четвертью и т. п.,

Первую часть предпочтительно писать цифрами, а после

1 них ставить дефис, например: 5 -миллионное население,

1 2

3 -тысячное количество мест и т. п. 3

259. Спишите, заменяя числа словами.

11 (апельсины, мандарины и лимоны); 10 (яблоки); 6 пар (сапоги, валенки и ботинки); 4 пары (чулки и носки); 500 (граммы) вермишели; 15 (килограммы) (помидоры); 8 банок (баклажаны, томаты); сила тока в 5 (амперы); на­пряжение в 127 и 220 (вольты); 16 (спортсмены-грузины); 60 (студенты - татары, башкиры, туркмены); 300 (тури­сты - болгары, румыны, венгры); площадь в 890 (гекта­ры); расстояние в 480 (километры).

260. Спишите, заменяя числа словами.

1) Сколько получится, если к 11 968 прибавить 16 374? 2) От 8753 отнимите 4587. 3) Умножьте 918 на 67 и к по­лученному произведению прибавьте 4417. 4) Если из 976 вычесть 382, то останется 594. 5) Теплоход с 388 экскур­сантами отправился в очередной рейс. 6) В книге было 480 страниц. Она была иллюстрирована 34 рисунками и снабжена 29 чертежами. 7) Теплоход с 468 пассажирами отошёл от пристани. 8) Под посевами пшеницы в колхозе занято 286,7 гектара пашни. 9) Альпинистская группа в составе 11 человек поднялась на труднодоступную гору вы­сотой 3785 метров над уровнем моря.

261. Спишите, выбирая нужные числительные.

I. 1) У кузниц., стояло (два, двое) сан., и (три, трое) те­лег.. . 2) (Два, двое) сут.. продолжалась м..тель. 3) (Четы­ре, четверо) друз., отправились в турист..ий поход.

4) (Шесть, шестеро) девуш.. поступили на курсы секрета­рей. 5) Нас было (три, трое). Их оказалось (пять, пятеро). 6) Недоставало (три, трое) ноле., и (четыре, четверо) щипц.. .

II. 1) По (оба, обе) сторонам улицы устроены газоны. 2) Город ра..положен на (оба, обе) берегах реки. 3) У (оба, обе) сестёр были одинаковые платья,

262. Запишите словосочетания.

(Сорок)летний мужчина; (семьдесят пять)летний юби­лей; (тридцать)градусные морозы; (восемьсот тридцать пять)километровый переход; (сорок)ведёрная бочка; (три­ста сорок пять)квартирный дом; 2- тысячный коллектив;

" 4- тысячный посетитель выставки, (пятьсот)миллионный народ.

263. Прочитайте. Определите стилистическую принадлежность
текста. Укажите средства связи предложений. Найдите имена
числительные, выпишите их в составе словосочетаний. Какие из
числительных обозначают точное количество предметов, а ка­
кие - приблизительное? Какие слова обозначают неопределён­
ное число?

Человек на заре своей истории соорудил несколько не­обычных по тем временам построек и высокомерно назвал их «семью чудесами света». Ни много ни мало - «света»! Будто бы нет во Вселенной ничего более удивительного и великолепного, чем эти сооружения.

Шли годы. Одно за другим рушились рукотворные чуде­са, а вокруг... Вокруг буйствовала великая и бессловесная Природа. Она молчала, не могла сообщить тщеславному че­ловеку, что чудес, созданных ею, не семь и не семьдесят семь, а в сотни, в тысячи раз больше. Природа словно ожи­дала, когда он сам обо всём догадается.

И Человек, к счастью, это понял.

Что такое, например, египетские пирамиды по сравне­нию с дворцами, возводимыми африканскими термитами? Высота пирамиды Хеопса в 84 раза больше роста человека. А. вертикальные размеры термитников превышают длину тела их обитателей в 600 с лишним раз! То есть эти соору-

Жения по меньшей мере «чудеснее» единственного сохра­нившегося до наших дней человеческого чуда!

На Земле обитает, можно сказать, полтора миллиона ви­дов животных и полмиллиона видов растений. И каждый вид по-своему чудесен, удивителен, поразителен, потряса­ющ, ошеломляющ, дивен, фантастичен... Сколько нужно ещё эпитетов, чтобы убедительнее было?!

Каждый вид без исключения!

Представляете - два миллиона чудес сразу! (И. Аки-мушкин)

МЕСТОИМЕНИЕ

264. Прочитайте. Найдите местоимения и укажите их разряд.

1) Мы шли по лосиному следу. 2) Какой-то зверь про­трубил в дальних лесах. 3) Солнце исчезло. Без компаса в такой мгле нельзя было найти дорогу. 4) Я влез на высо­кую сосну и стал кричать. Никто не отзывался. Потом очень далеко откликнулся чей-то голос. 5) С каждым ча­сом ночь холодеет. 6) Всё утро я ловлю рыбу. 7) Что мож­но увидеть в Мещёрском крае? 8) Кто-то шёл к дому по до­роге. Уже смеркалось, и Василий сначала не мог понять, кто идёт. 9) В дорогу он взял несколько книг, которые мог читать и перечитывать бесконечно.

(Из произведений К. Паустовского)

§ 47. ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ МЕСТОИМЕНИЙ

1. К личным местоимениям 3-го лица в косвенных па­
дежах после предлогов обычно прибавляется к, например:
зашёл к нему, разговаривал с ним, близ него, возле него, во­
круг неё, кругом них, мимо них, напротив неё, посреди них.

Примечание. Присоединения н не бывает после наречных предлогов, управляющих дательным падежом {подобно ему, напе­рекор ей, навстречу им, согласно им), а также после предлога благодаря (благодаря им) и сравнительной степени прилагатель­ных и наречий (она моложе его, он учится лучше её).

2. Местоимения 3-го лица обычно указывают на бли­
жайшие названные ранее существительные, например: Де­
вушка запела песню, и она
(т. е. песня) всем понравилась.

При несоблюдении этого правила может возникнуть неяс­ность или искажение смысла, например: Монтёра вызва­ли к начальнику цеха, но он (монтёр или начальник цеха?) не явился.


  1. Не следует заменять личным местоимением 3-го ли­ца множественного числа собирательные существительные (студенчество, крестьянство, листва, учительство, большинство и т. п.). Например, неправильно построены такие предложения: Большинство нашего класса уезжает в туристский лагерь. Они пробудут там две недели (вме­сто местоимения они следует использовать существитель­ное школьники или ребята).

  2. Притяжательное местоимение свой и возвратное себя указывают на лиц, которые производят действие, напри­мер: 1) Лиза подняла на него свои ясные глаза. (Т.); 2) Теперь благослови, мать, детей своих. (Г.); 3) Ты для себя лишь хочешь воли. (П.); 4) Я памятник себе воздвиг нерукотворный. (П.) При несоблюдении этого правила при употреблении местоимений свой и себя может возникнуть неясность, двусмысленность, например: Я попросил това­рища внести свой чемодан в вагон (чей чемодан: рассказ­чика или товарища?). Для устранения двусмысленности предложение можно перестроить, например, так: Я попро­сил товарища, чтобы он внёс свой чемодан в вагон; Я по­просил товарища внести мой чемодан в вагон; Я попро­сил товарища внести его чемодан в вагон.
Мать велела сыну налить себе чаю (кому налить: ма­тери или сыну?). Для устранения двусмысленности предло­жение можно перестроить так: Мать велела, чтобы сын налил ей чаю; Мать велела, чтобы сын налил себе чаю.

5. Часто местоимения выступают как средство связи
предложений в тексте.

265. Спишите, употребляя местоимения в нужных падежах. Па­дежи этих местоимений укажите.

1) Хорь много знал, и от (он) я многому научился. (Т.) 2) Здесь тучи смиренно идут подо (я); сквозь (они), низвер­гаясь, шумят водопады; под (они) утёсов нагие громады... (П.) 3) Я пошёл прямо к Вернеру, застал (он) дома и рас­сказал (он) всё. (Л.) 4) Захар воротился и, косясь на Таран-тьева, проворно шмыгнул мимо (он). (Гонч.) 5) Из тёмного

Леса навстречу (он) идёт вдохновенный кудесник. (П.) 6) Дома, Фёдору Михайловичу казалось, всё делалось (он) наперекор. (Дост.) 7) Вдалеке виднелась роща, а напротив (она) река. 8) Почти напротив (они) возвышалась остроко­нечная башня. (Т.) 9) Встретив брата и сестру, мы замети­ли, что он старше (она).

266. Прочитайте и укажите, какие неточности допущены при употреблении местоимений. Спишите, исправляя предложения.

1) Простой народ любил Базарова. Они понимали, что он свой брат, не барин. 2) Жизнь купечества была подлин­ным «тёмным царством». В их домах нередко разыгрыва­лись тяжёлые трагедии. 3) В кабинете Плюшкина беспоря­док был страшный, даже подумать было нельзя, что в нём могло обитать живое существо. 4) В лаборатории институ­та мы увидели шкафы с различными приборами и химика­лиями. Их было около десяти. 5) Надо улучшить работу с остающейся летом в городе детворой, найти её новые, более интересные формы. 6) Хозяйка предложила жильцам пройти в свою комнату. 7) Отец просил дочь пригласить её подруг к себе.

§ 48. ПРАВОПИСАНИЕ НЕОПРЕДЕЛЁННЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ

1. В неопределённых местоимениях приставка кое- и
суффиксы -то, -либо, -нибудь пишутся с дефисом, напри­
мер: кое-что, кое-какой, кто-то, кого-либо, чем-нибудь.

Примечание. В некоторых справочниках по орфографии при­ставка кое- и суффиксы -то, -либо, нибудь по традиции называ­ются частицами.

Если после приставки кое- следует предлог, то она пи­шется раздельно, например: кое у кого (ср.: кое-кто), кое с кем (ср.: кое-кто).

2. В отрицательных местоимениях (никто, ничто, ни­
какой, ничей, некого, нечего)
под ударением пишется не,
без ударения - ни, например: некого спросить - никого
не заметить, нечего волноваться
- ничего не ответить.

Если при отрицательных местоимениях в косвенных па­дежах есть предлоги, то не и ни пишутся раздельно: не у кого узнать, не с кем посоветоваться, ни от кого

не скрывать,

Хлопчатник - важнейшая техническая культура. Плоды хлопчатника (коробочки) наполнены семенами, покрытыми волокнами - хлопком. Сбор хлопка вручную - исключительно трудоемкая и утомительная работа. Для ее механизации создана система машин, основу которых составляют навесные хлопкоуборочные машины. Трактор передвигает хлопкоуборочную машину по полю и приводит в действие все ее рабочие органы. Машина собирает хлопок в несколько приемов, так как коробочки хлопчатника раскрываются в разное время. Чтобы листья на кустах хлопчатника не мешали работе машин, перед уборкой их удаляют, обрабатывая растения химическими веществами - дефолиантами.

В первый раз хлопкоуборочная машина появляется в поле, когда раскроется около 50-60% коробочек. Спустя примерно две недели, когда раскроется еще 25-30% коробочек, сбор хлопка повторяют.

Хлопкоуборочная машина собирает хлопок-сырец (семена с волокном и пухом) сразу с двух или четырех рядов хлопчатника, посеянного с междурядьями 90 или 60 см. Впереди машины расположены хустоподъемники, которые поднимают кусты хлопчатника и направляют их в уборочные аппараты. В уборочном аппарате волокна хлопка-сырца проходят между вращающимися вертикальными барабанами с зубчатыми шпинделями и наматываются на них. Потом специальные съемники очищают шпиндели от хлопка-сырца, а поток воздуха, подаваемого вентилятором по трубопроводам, транспортирует его в бункер машины. Одна машина убирает за день хлопок с 4-16 га, заменяя труд десятков сборщиков.

Осенью на кустах хлопчатника остаются нераскрытые, невызревшие коробочки - курак. Их собирают куракоуборочными машинами. А для сбора опавшего на землю хлопка-сырца используют особые подборщики. Оставшиеся в поле стебли хлопчатника (гуза-паю) корчуют гузоуборочными машинами, которые укладывают стебли на поверхность поля копнами или валками.

Хлопок-сырец, собранный машинами, подборщиками и вручную, поступает в полевые хлопкоочистители. Эти машины очищают хлопок от коробочек, веток, листочков, посторонних примесей, сора и подают его в транспортные средства.

Далее хлопок-волокно отделяют от семян на волокноотделителях, прессуют в кипы и отправляют на хлопкопрядильные фабрики. Здесь из хлопка вырабатывают пряжу и вату. Из хлопчатобумажной пряжи изготовляют ткани, нитки, трикотаж, корд, приводные ремни, шнуры, канаты и много других полезных вещей.


Подготовить ответы на вопросы:

1. Общая характеристика имени прилагательного (определение, разряды по значению).

2. Правописание прилагательных с суффиксами:

· -н- и -нн-;

· -к- и -ск-.

3. Правописание сложных прилагательных.

  1. Употребление полной и краткой формы прилагательного; усеченные формы. Синонимия полных и кратких форм прилагательных.

5. Образование и употребление степеней сравнения имен прилагательных.

Выполнить письменно упражнения:

1. Упр. № 311, 313 на стр. 105-107 из пособия Практический курс современного русского языка. Сборник упражнений / Под ред. П.А. Леканта. – М.: Высшая школа, 2002.

  1. Перепишите. Выделите суффиксы прилагательных, определите разряд имен прилагательных.

1. Башен…й кран, камен…я ограда, пламен…е чувство, имен…й список, родств…ые отношения, станци…ый поезд, стекл…ая посуда, серебр…ый портсигар, глин…ая чашка, юн…ые спортсмены, рум…ые яблоки, ветр…ое утро, безветр…ый день, ветр…ая мельница, ветр…ая оспа, плат…ой шкаф, клюкв…ый сироп, дискусси…ый вопрос, кож…ый диван, петуш…ый крик, маши…ый зал, стари…ый циферблат, гус…ые лапки, торжеств…ый день.

  1. Образуйте от данных слов имена прилагательные с суффиксом -к- или -ск-. Запишите их вместе с подходящими по смыслу существительными.

Матрос, казах, француз, Одесса, Казань, июль, ткач, казак, богатырь, январь, гавань, немец, Кавказ, декабрь, черкес, комендант, октябрь, киргиз, делегат, рыбак, таджик, Урал, гигант, село, чех, университет, горняк, кандидат, Прага.

4. От слов, данных в скобках, образуйте сложные прилагательные и запишите их вместе с существительными (сложные прилагательные везде ставьте перед существительными).

Машина (которая очищает хлопок), (темный) коричневый костюм, (светлый) зеленая ткань, завод (где строятся корабли), выработка (средняя за год), (бледный) лиловый цвет, (иссиня) черные волосы, культура (Древней Руси), ветер (с северо-запада), словарь (русский и французский), (изжелта) оранжевый мандарин, (белый) снежная скатерть, промышленность (кожевенная и обувная), литература (по сельскому хозяйству), (васильковый) синие глаза, секция (шахматная и шашечная).

5. От данных прилагательных образуйте краткие формы. Определите, в каких случаях образование таких форм невозможно и назовите факторы, накладывающие такие ограничение.

Бурый, родственный, большой, бледно-розовый, древний, вороной, добрососедский, искренний, светлый, соленый, облезлый, гнедой, безмолвный, фисташковый, примирительный, благонамеренный, отсталый, маленький, геройский, чистейший.

6. Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм. Определите, в каких случаях допустимо использование а) только краткой формы, б) только полной формы, в) обеих форм. Свой выбор мотивируйте.

Я (сыт \ сытый). Сегодня он (сердит \ сердитый). Профессор (доволен \ довольный) успехами студентов. Больной еще (слаб \ слабый). Вода в реке была (темна \ темная) и (холодна \ холодная). Константин Сергеевич очень (умен \ умный). Эти многоугольники (симметричны \ симметричные). Эти ошибки легко (исправимы \ исправимые). Эта река слишком (мелководна \ мелководная) для судоходства. Кто (бодр \ бодрый) душой, тот всегда (весел \ веселый) и (здоров \ здоровый). Мясо уже почти (готово \ готовое). Наш город (красив \ красивый) в любое время года. Он был (способен \ способный) выполнить самую трудную задачу.

  1. В следующих предложениях найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Дайте аргументацию и предложите правильный вариант.

Третий рассказ показался ему наиболее смешней. Моя работа оказалась наихудшайшей из всех. Отношение к людям должно быть мягше, а взгляд на жизнь – ширше. Вчера ты был менее весел. Мой дядя – прелучшайший и предобрейший человек на свете. Алена гораздо красивше Татьяны. Надо вести себя скромнейше и простее. Он из нас был самый честнейший. Первее всего нужно доделать то, что мы начали. Наш преподаватель химии кажется более образованнее. Аргументы Шмелева менее весомее. Есть основания полагать, что в самые ближайшие дни будут даны старты первому этапу зимней спартакиады. В истории фигурного катания эта пара сыграла очень выдающуюся роль. Цифры – самое убедительнейшее доказательство снижения инфляции.

Литература

27. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. – М., 1976. – С. 43-70.

28. Былкова С.В., Махницкая Е.Ю. Русский язык и культура речи. – М., 2005. – 304 с.

29. Голуб И. Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. – М.: Эксмо, 2008.

30. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1977.

31. Русская грамматика / под ред. Н.Ю.Шведовой. В 2-х томах. – М., 1980, т.1.

32. Русский язык / под ред. Л.Ю. Максимова. – М., 1989.

33. Современный русский язык. Анализ языковых единиц. Учебное пособие для студентов. В 2-х частях. Ч.2. / под ред. Е.И.Дибровой. – М., 2009

34. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. – М., 2001 – 304 c.

35. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. – М., 1999.

36. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1986.

37. Розенталь Д.Э. Русский язык. Пособие для поступающих в вузы. – М., 2006. – § 90 (грамматические комментарии).

38. Русский язык и культура речи /под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2003.

39. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002.

Практическое занятие №6

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ»

Составитель: Клинг И.Н.

2014 год.
Пояснительная записка.

«Рабочая тетрадь» - это задания для самостоятельной работы учащихся по русскому языку «Современная русская орфография.»
Основное назначение тетради в объяснении, закреплении материала курса, его осмыслении и целенаправленном применении в практической деятельности. Данную рабочую тетрадь можно использовать при изучении курса русского языка в 10 классе, а также при подготовке к ЕНТ.
Помимо материала в тетради есть повторение всего курса русского языка, повторение орфограмм, пунктограмм; морфемный, морфологический, синтаксический разборы.
Выполнение некоторых заданий предполагает работу со словарями: «Словарь морфем русского языка», «Словарь иностранных слов и выражений», «Орфографический словарь русского языка», «Словарь русского языка», «Школьный словообразовательный словарь русского языка», словарь «Слитно или раздельно?».
Задания, направленные на развитие речевых компетенций, могут быть домашними, в классе корректироваться и оцениваться.

Условные обозначения:
МР- морфологический разбор;
СР- синтаксический разбор;
РС- работа со словарем;
РР- развитие речи.

1. Сложносокращенные слова. Образование сложных слов.

1. Выпишите сложные слова, укажите способ образования. Произведите словообразовательный разбор одного слова, образованного морфологическим способом.

Невысокий, подгребать, предзимний, раненый, передаточный, дробинка, сумасшедший, надувной, поддувать, напор, темень, городовой, мореход, МХАТ, Европарламент, женственность, литературоведческий, выздоравливать, окись, изобретение, исторический, Би-би-си, Донбасс, подпись, леспромхоз, радиофикация, электрификация, диван-кровать, предсердие, асимметричный, ЮНЕСКО.
__________________________________________________________________

Порядок словообразовательного разбора
1. Установить производящую основу для данного слова.
2. Выделить словообразовательные аффиксы.
3. Назвать способ образования слова.
4. Дать словообразовательную цепочку.
Образец разбора.
Предзимний.
1. Для слова предзимний производящей основой является основа в слове зима.
2. Слово предзимний образовано посредством одновременного присоединения приставки пред- и суффикса -н-.
3. Способ словообразования - морфологический, приставочно-суффиксальный.
4. Словообразовательная цепочка: предзимний - зима.

2. РС. При необходимости пользуясь «Школьным словообразовательным словарем русского языка» сделайте словообразовательный разбор. 1 вариант - 1 абзац; 2 вариант - 2 абзац.

I. Баснописец, плавучесть, новь, аморальный, целинный, некошеный, исподтишка, по-южному, предэкзаменационный, элективный, беспощадный взморье, чуточку, антинаучный, бессодержательный, интеллектуальный, бездуховный, одухотворенный, литературный, высокохудожественный.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Русский, сверхдальний, гостиная, по-новому, тишь, газопровод, юго-восток, трехъярусный, казахстанский, стихотворение, взморье, ошейник, замуж, преспокойно, медсестра, навстречу, крашеный, произведение, ископаемое, извилина._______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Познакомьтесь со структурой «Словаря морфем русского языка», пользуясь им, установите морфемный состав следующих слов. Обозначьте графически морфемы. Будет удобнее работать в паре с соседом.

Приморье, веснушчатый, взрывоопасный, взять, учение, высоко, панисламизм, шефствовать, рассказывать, сумасшедший, любимый, земля, заснеженный, клеить, кроме, огнедышащий, трансконтинентальный, замдиректора, худрук, книжный.

4. Придумайте по пять слов на каждый указанный способ словообразования:
Префиксальный____________________________________________________
__________________________________________________________________
Суффиксальный______________________________________________________________________________________________________________________
Приставочно-суффиксальный ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Сложение основ_______________________________________________________________________________________________________________________________

5. Придумайте по пять сложных слов, образованных разными способами.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Соединительные гласные о-е. Образование слов с соединительной гласной и без соединительной гласной.

1. Вставьте пропущенные буквы, проверьте по «Орфографическому словарю русского языка». Подчеркните сложные слова. С выделенными словами составьте словосочетания.

Интелл.гент - интелл.гентный, интелл.гентский, интелл.генция; б.гровый - б.грянец, поб.гроветь; к.рабль - к.рабельный, к.раблестроение; чу.ство - чу.ствительный, чу.ствовать; че.твовать - че.твование; уча.твовать; пр.оритет; прив.легия - прив.л.гированный; энтуз.азм - энтуз.аст; Эл.ктрический - электр.фикация, электр.фицировать, электр.станция.

2. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Выпишите слова с соединительной гласной о - 1 вариант, с соединительной гласной е - 2 вариант, без соединительной гласной - 3 вариант. Составьте словосочетания с выделенными словами.

Пут.шествен.ик, язык.знание, восьм.гран.ик, ча.питие, кон.водство, кон.вязь, кон.крад, кров.обращение, кров.носный, звер.бой, басн.словный, камен.тёс, солнц.пёк, нефт.провод, машин.строение, электр.двигатель, электр.фикация, газ.провод, газ.фикация.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. РС. Во многих языках мира, в том числе и в русском, имеются слова, в состав которых входят общие словообразовательные элементы, взятые преимущественно из древнегреческого и латинского языков. Эти слова относятся главным образом к области науки, техники и общественно-политической жизни (например: термометр, демократия и др.). Ниже приводятся наиболее распространенные международные словообразовательные элементы. Найдите в «Словаре иностранных слов» или в «Новейшем словаре иностранных слов и выражений» их значения, запишите в тетрадь, обратите внимание на их написание.
Ави(а)__________________________________________________________
авт(о)___________________________________________________________
акв_____________________________________________________________
архее(о)_________________________________________________________
архи____________________________________________________________
ауди____________________________________________________________
аэр(о)___________________________________________________________
баро____________________________________________________________
вело____________________________________________________________
гелио___________________________________________________________
дем_____________________________________________________________
дром___________________________________________________________крат____________________________________________________________
косм____________________________________________________________
лабор___________________________________________________________
лог_____________________________________________________________
метр____________________________________________________________
макро___________________________________________________________
микро__________________________________________________________
моно___________________________________________________________
навт____________________________________________________________
оним___________________________________________________________
пан_____________________________________________________________палео___________________________________________________________
пери____________________________________________________________
поли____________________________________________________________
пре_____________________________________________________________
прото___________________________________________________________
псевдо__________________________________________________________
радио___________________________________________________________
сан_____________________________________________________________скоп____________________________________________________________
стерео__________________________________________________________фото____________________________________________________________
электро_________________________________________________________

3. Допишите пять международных словообразовательных элементов, которые вы узнали из словаря, составьте с ними словосочетания.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Сложные существительные. Образование. Правописание.

1. Вы знаете, что морфология - раздел русского языка, который изучает и части речи. Перечислите части речи. Приведите примеры. Кратко объясните, по каким признакам вы их распознаете.
Самостоятельные части речи:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Служебные части речи:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Приведенные ниже слова распределите по группам: 1) сложные существительные с интерфиксами о,е; 2) слова без соединительных гласных: 3) с элементами авиа-, агро-, микро-, макро-, фото- и др; 4) сложные слова, состоящие из двух самостоятельно употребляющихся существительных; 5) сложносокращенные сущ. Объясните написание слов.

Овощехранилище, пароход, солнцеворот, головорез, аэродром, фотомодель, микромир, человеко-час, теплопроводность, стачком, агротехника, Иван-чай, Ростов-на-Дону, макрофотосъемка, купля-продажа, лесонасаждение, матч-турнир, меч-рыба, мясопоставки, зооветпункт, землечерпалка, зюйд-вест, ничегонеделание, плакун-трава, рыбодобыча, самолето-вылет, семядоля, стоп-кран, театр-студия, универсам, хлеб-соль, рубаха-парень, царь-колокол, мини-юбка, земснаряд, культтовары, динамо-машина, горемыка, горе-проводник, завкафедрой.

3. РС. Перепишите, раскрывая скобки. При затруднении в работе используйте орфографический словарь, словарь «Слитно или раздельно?». Значение непонятных слов посмотрите в «Словаре русского языка», «Словаре иностранных слов».

(Автосклад), (агит)вагон, (агрегат)преобразователь, (агро)лаборатория, (агроном)механизатор, (адм)часть, (альфа)лучи, (антенна)мачта, (анти)хлор, (асбесто)бетон, (ауто)дафе, (бабочка)махаон, (балко)воз, (бель)этаж, (врач)диагност, (гала)концерт, (гамма)съемка, (генерал)аншеф, (дет)домовец,(змее)яд, (зоо)ферма, (йошкар)олинцы, (кафе)клуб, (лейб)драгун, (люля)кебаб, (мед)сестра, (микро)ватт, (палео)климат, (пед)вуз, (верти)хвостка, (зам)декана, (сабля)рыба, (саже)сдуватель, (ТУ)10, (сан)врач, (славяно)вед, (сладко)ежка, (сладко)корень, (спец)кор, (судо)импорт, (супер)цемент, (эко)климат, (экс)президент, (электро) и (газо)сварка, (юго)запад, (яхт)клуб.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. МР. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Сделайте морфологический разбор существительного. Подчеркните сложные существительные.

До чего хорошо было идти по з.ливным лугам! Все цв.ло. Гудели шмели, звенели пчёлы и опять (же) эти пр.клятые осы. Но им было (не) (до)людей, они занимались (медо)сбором с цветов. Мать (и) мачеха цв.ла, купавки, пырей, таволга, ива, начинали лопат.ся бутоны ш.повника, клевер курч.вился.
Не верь, что где)то) есть места лу.ше нашего, нет их! Посмотри. Разве где есть такое небо, вот(бы) такую краску(голубич.ку)! Смотри, облако, как кружевное, велико(ли), а застило солнышк., и все м.ня.тся, яркость о.дохнуть дает.
Он л.жит в траве, а мама соб.ра.т букет. Раду.тся узорам, соцвет.ям, подб.ра.т стебли и лист.я так, что потом, кто в избу (н.) зайдет, (н.)пр.менно при виде букета ахают.
Как пр.красна жизнь, в которой есть мама и красота!

Определите стиль, тему, идею текста.
. Сделайте синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Порядок морфологического разбора см. в учебнике по русскому языку за 10 класс.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. РР. Напишите эссе «Наедине с природой». Можете иначе озаглавить. Постарайтесь использовать богатство русского языка, которое вы усвоили.
Не забудьте о роли сложных существительных, используйте их.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сложные прилагательные.

1.СР. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, знаки. Выпишите сложные прилагательные, если они есть в тексте. Начертите схему последнего предложения.

Со.нца ещё (не)было видно но (с)прав. верхушка балки нач.нала освещат.ся. Серые и бел.ватые камни (желто)зеленый мох (низко)рослые кустики обозначились с чрезвычайной ясностью и выпуклостью на (прозрач.но)золотистом свете восхода зато другая сторона и лощина покрытая густым туманом были серы мрач.ны и пр.дставляли (не)уловимую смесь цветов (бледно)лилового поч.ти черного (темно)зеленого и белого.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Распределите по группам данные ниже сложные прилагательные: 1) образованные от сложных существительных; 2) образованные от слов, связанных подчинительной связью; 3) образованных от слов, связанных сочинительной связью; 4) образованных от сущ., которые пишутся через дефис; 5) обозначающие оттенки цветов. Сформулируйте правила написания сложных прилагательных.

Бетонно-растворный, вагонно-паровозный, вагоностроительный, Вальтер-скоттовский, водно-солевой, водно-спортивный, военно-административный, военнообязанный, высокоидейный, высоко поставленный, газетно-журнальный, горно-лесистый, детдомовский, голубовато-белый, восточноафриканский, буро-желтый, изжелта-красный, быстрорастворимый, белогорячечный, агролесомелиоративный, дизель-моторный, беспроцентно-выигрышный, древнерусский, малознакомый, древнеегипетский, губно-зубной, горемычный, банно-прачечный, золотоволосый, картофеле-овощной, медиолитейный, морально устойчивый, лично-командный, темно-серый, смугло-веснушчатый, сложноподчиненное (предложение).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3.МР. От слов, данных в скобках, образуйте сложные прилагательные и запишите их вместе с существительными (сложные прилагательные везде ставьте перед существительными). Объясните способы образования сложных прилагательных. Сделайте морфологический разбор одного сложного прилагательного.

Машина (которая очищает хлопок); трубка (которая проводит пар); бумага (чувствительная к свету); завод (где строятся корабли); фабрика (на которой прядут шёлк); выработка (средняя за год); культура (Древней Руси); ветер (с северо-запада); рабочие (фабрик и заводов),; словарь (русский и французский); государство (буржуазное и помещичье); литература (по сельскому хозяйству); завод (где ремонтируют вагоны).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Образуйте сложные прилагательные от данных словосочетаний и слов. Объясните их правописание.

Русский и французский словарь, социальные и бытовые условия, спрягаемый по-разному, научное и производственное объединение, изложенный ниже, подобный обезьяне, общее образование, общественный и исторический, нуждающийся остро, палевый и дымчатый, переднее нёбо, защитить поле, любить мир, почтовый и телеграфный, юго-восток, профессора и преподаватели, цветущий рано, пустой и порожний, пять рублей, хлопок-сырец, шлакобетон, унтер-офицер.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. РР. Используя сложные прилагательные и сущ. напишите мини-сочинение о роли русского языка в вашей жизни.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сочетание наречий с прилагательными и причастиями.

1. Различаются сложные прилагательные, образующие одно слово (наречие+прилагательное, пишутся слитно или дефисно) от словосочетаний, состоящих из наречия на -о(е) и прилагательного или причастия (пишутся раздельно). Наречия в сложных прилагательных являются часто специальными понятиями; в словосочетаниях наречия могут указывать на степень признака. Приведите примеры.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Определите, чем отличаются по смыслу и способу образования выделенные словосочетания от сложных прилагательных. Выпишите их и объясните правописание.

1) Быстро растущий промышленный город; быстрорастущие породы деревьев, быстроходный катер.
2) Шел с высоко поднятой головой, высоко расположенный туристский лагерь, высококвалифицированный работник.
3) Глубоко запрятанная обида; специалист, глубоко уважаемый сотрудниками; глубокоуважаемая Анна Петровна.
4) Легко раненный в руку боец, палата легкораненых.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Раскрывая скобки, распределите сложные слова по способу образования.

1) Многое сделано для улучшения (социально) бытовых условий жизни на селе. 2) Созданы новые отрасли, обслуживающие сельское хозяйство: (машино) строение для (животно) водства и (кормо) производства, сельское строительство, (комби) кормовая и (микро) биологическая промышленность. 3) Вводятся в действие крупные (птице)фабрики, развиваются (высоко)эффективные (меж)хозяйственные и (агро) промышленные предприятия. 4) Больше внимания уделять развитию свиноводства как наиболее (скоро) спелой отрасли (животно) водства. 5) Развивать сеть (научно) производственных объединений, создаваемых на базе (научно) исследовательских и конструкторских организаций. 6) Уделить особое внимание созданию (ранне) спелых и (средне) ранних гибридов кукурузы и подсолнечника, (высоко) качественных и (высоко) продуктивных сортов и гибридов рапса, (одно) летних и (много) летних трав.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Чаще всего первым компонентом словосочетания (в отличие от сложного прилагательного) выступают наречия абсолютно, диаметрально, строго, резко, сугубо, явно, ясно и др. Обычно отдельно пишутся наречия на -ски в сочетании с прилагательным характеризующие признак путем уподобления, подчеркивающие его в каком-либо отношении. В данном ниже материале определите, словосочетание это или сложное прилагательное. Распределите в два столбика, раскрывая скобки.

(Максимально)сжатые сроки, (промышленно)транспортный отдел, (промышленно)развитая страна, (фанатически)слепая преданность, (общественно)исторические условия, (истинно)дружеская помощь; (критико)библиографический отдел.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. СР. Перепишите, вставьте пропущенные буквы, знаки. Определите, есть ли в тексте словосочетания с наречием (а может это сложное прилагательное?), выпишите его, писать слитно или раздельно?

Воз.мет человек тон.нькую книж.чку Механику Ньютона начнет читать и перед его духовным взором встан.т сама природа в своей (вечно) (н.) изменой красоте и позабуд.т мал.нький человеч.к тр.волнения о своей мал.нькой жиз.ни и буд.т счас.ив.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сложные числительные. Правописание числительных.

1. По своей структуре (составу) числительные делятся на простые, сложные и составные. Перепишите данные ниже цифры словами, распределяя их по группам: простые, сложные, составные.

100, 7, 80, 70, 500, 800, 6, 5, 40, 1000, 10, 11, 30, 50, 23, 687, 1986, 32, 43, 56,89.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. По значению и грамматическим свойствам числительные делятся на количественные, собирательные, дробные и порядковые (разряды). Из данных выше чисел составьте три группы числительных: количественные, порядковые и собирательные, запишите их словами (не менее трех слов).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Сложные числительные (как и все другие сложные слова) состоят из нескольких основ. В склонении некоторых сложных числительных есть особенности. Обратите внимание на это при их склонении. Просклоняйте сложные числительные 400, 50, 60, 600. Записывайте словами.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Числительное как самостоятельная часть речи имеет морфологические признаки. Произведите морфологический разбор сложного числительного.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сложные предлоги. Правописание предлогов.

1. Легко узнаются сложные предлоги - они пишутся дефисно. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где нужно, пропущенные буквы, знаки. Подчеркните сложные предлоги.

Далеко (из) за деревьев (из) за ветвей (из) за листвы д.летела песня. (Из) за мыса рас.кая волны выплыл пар.ход. Ж.лтые шустрые огоньки вырвались (из) под сизого дыма. В садоч.ке (по) за тыном что (то) зашуршало. (Из) под воротника пальто белели стоячие воротнич.ки рубашки. (По) над Доном сад цветет. Что (то) слышит.ся родное в долгой пес.не ямщика. Скажи мне что (нибудь) хорошее. (В) течении. мая чаще дули (северо) восточные ветры. Сговорившись (на) счет завтрашнего дня они ра.пр.стились. (В) следстви. какой (то) задержки (в) пути лошади отстали.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. РР. Подумайте, для чего используются сложные предлоги. Напишите сочинение-описание жанровой сценки. Используйте сложные предлоги.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

УМК. Русский язык 6 класс. Автор учебника: Т. А. Ладыженская
Цели: повторить условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различения слитного язык и раздельного написания слов, научиться правильно писать сложные прилагательные.

Проект урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент. Целеполагание.

Знакомит с темой и целями урока.

Ставят цель активно работать на уроке, достичь той оценки, которую хотят получить.

Актуализация знаний.

Направляет.

Вспоминают теоретический материал.

Самостоятельная работа по теме урока.

Помогает, направляет, проверяет.

Выполняют задания в тетради.

Рефлексия.

Подводит итоги, анализирует карту достижений, выставляет оценки.

Сравнивают предполагаемые результаты с полученными.

Домашнее задание.

Желающим дает домашнее задание.

Желающие записывают домашнее задание.

Стенограмма урока: Сегодня мы с вами повторим тему «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных». На полях в тетради поставьте ту оценку, которую бы вы хотели получить на сегодняшнем уроке. Записываем число, классная работа, затем мы вспомним теоретический материал, после этого вы приступаете к выполнению заданий по карточкам в рабочей тетради.
Чтобы получить тройку, вам достаточно выполнить задание 1, на четвёрку - задание 2, на пятёрку - задание 3.
ЗАДАНИЕ 1 (на «3»)
ПОСЧИТАЕМ?
Задание: Обведите номера слов, которые пишутся слитно. Сложите все их. В результате должно получиться число 86.
1. (Много)летний.
2. (Жилищно)строительный.
3. (Народно)освободительное движение.
4. (Механико)математический факультет.
5. (Восточно)Европейская равнина.
6. (Волго)Донское пароходство.
7. (Свеже)испеченный.
8. (Быстро)ходный.
9. (Пол)ночный.
10. (Девяти)летний.
11. (Древне)русский.
12. (Чисто)шерстяной.
13. (Седо)бородый.
14. (ярко)красный.
15. (Северо)осетинское искусство.
ЗАДАНИЕ 2 (на «4»)
ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
Задание: из сочетаний слов образуйте словосочетания «прилагательное + существительное», причем прилагательное должно быть сложным.
1. Машина, которая очищает хлопок.
2. Трубка, которая проводит пар.
3. Бумага, чувствительная к свету.
4. Завод, где строятся корабли.
5. Фабрика, на которой прядут шелк.
6. Средняя за год выработка.
7. Культура Древней Руси.
8. Ветер с северо-запада.
9. Рабочие фабрик и заводов.
10. Словарь русский и французский.
11. Государство буржуазное и помещичье.
12. Промышленность кожевенная и обувная.
13. Литература по сельскому хозяйству.
14. Секция шахматная и шашечная.
15. Завод, где ремонтируют вагоны.
16. Депо вагонное и паровозное.
17. Лицо матовое и бледное.
18. Лимоны желтые и янтарные.
19. Человек с бледным лицом.
20. Природа Дальнего В остока.
21. Лес из деревьев низкого роста.
22. Снасти для ловли рыбы.
23. Паруса разного цвета.
24. Бабочка с желтыми крыльями.
25. Орды татар и монголов.
26. Праздник общий для народа.
27. Девушка с голубыми глазами.
28. Его глубоко уважают.
ЗАДАНИЕ 3(на «5»)
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Задание: Распределите данные ниже слова в два столбика: с дефисным и слитным написанием. Устно объясните написание.
(Средне)месячная зарплата, (лево)бережная низменность, (мелко)масштабный, (робин)гудовские приключения, (обще)народный, (ниже)перечисленный, (журнально)газетный, (крупно)габаритный, (сильно)действующий, (научно)просветительский, (сильно)действующий на меня, (легко)раненый в голову, (народно)поэтический, (учебно)вспомогательный, (умеренно)холодный, (медико)судебный, (словарно)технический, (общественно)исторические законы, (общественно)опасные элементы, (морально)устойчивый человек, (научно)популярный, (сто)километровый, (стихийно)бунтарский, (темно)глазый, (темно)волосый, (темно)серый, (фруктово)ягодный, (слабо)кислый, (словарно)грамматический, (социально)культурный, (овоще)бахчевой, (овоще)консервный, (сильно)действующий на ослабленный организм, (военно)административный, (историко)архивный, (научно)исследовательский, (средне)азиатский, (шахматно)шашечный.
Какие слова не попали ни в один столбик? Почему?
Домашнее задание: Написать текст или предложения, включив в них сложные прилагательные.

Ефимова И. Н.,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ СОШ № 18, г. Великий Новгород.
[email protected]