Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Методы психодиагностики. Психодиагностические методы. Основные диагностические подходы. Классификация. Этапы исследования

Методы психодиагностики. Психодиагностические методы. Основные диагностические подходы. Классификация. Этапы исследования

ПСИХОЛОГИЯ

(краткий конспект лекций)

Слово «психология» в переводе на русский язык означает «наука о душе» (греч. psyche - «душа», logos - «учение»). Душа - понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.

Внутренний мир человека чрезвычайно сложен и многообразен. Он опирается на факты нашего внутреннего субъективного опыта - это наши чувства, мысли, желания и т.д. Помимо названных компонентов в него включены и другие формы проявления психики - это факты поведения, неосознаваемые компоненты и т.д. В настоящее время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». Предметом изучения психологии является изучение психики. Как наука, психология изучает отдельные факты психической жизни человека, выявляет закономерности их развития, раскрывает механизмы, лежащие в их основе.

Психика - свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

Основой возникновения психологии как науки явился житейский эмпрический опыт людей. Психологические знания помогли людям лучше познать друг друга, повлиять на отдельные действия и поступки, предупредить нежелательные, учесть индивидуальные особенности. Эти знания накапливались, передавались из поколения к поколению, закреплялись в пословицах и поговорках, в произведениях искусств. Однако в целом эти знания были лишены систематичности, глубины доказательности и поэтому не могли быть твердой основой для работы с людьми.

Житейские психологические знания существенно отличаются от научных прежде всего тем, что они были основаны на интуиции и носили конкретный ситуативный характер. Знания, которыми располагает житейская психология, базировались в основном на наблюдениях и предположениях. Научная психология в противовес житейской строится на обобщениях, знания осознаны и в их приобретении существенную роль играет эксперимент.

Психология - сравнительно молодая наука. Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад. Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук, в недрах которых и шло ее становление.

Слово психология ввел в научный обиход немецкий философ Христиан Вольф (1679-1754). Но возникновение научной психологии связывается обычно с 1879 годом - годом создания в Лейпциге В. Вундтом (1832-1920) первой экспериментальной психофизиологической лаборатории.

Психология – это наука, предметом изучения которой являются закономерности и механизмы психической жизни.

Отрасли психологии. Связь научной психологии с практикой характеризуется точностью постановки прикладных задач и методов их решения. Как правило, такие задачи порождались трудностями, возникающими вне психологических областей, а их устранение выходило за пределы компетенции соответствующих специалистов. Отрасли психологии можно различать по нескольким критериям:

по сферам деятельности (в частности, профессиональной), то есть по тому, что делает человек: инженерная, педагогическая, медицинская, психология спорта и т.д.

по тому, кто именно эту деятельность выполняет, является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа: человек определенного возраста (детская и возрастная психология), группы людей (социальная психология), представитель той или иной национальности (этнопсихология), пациент психиатра (патопсихология);

по конкретным научным проблемам : связь нарушений психики с мозговыми поражениями (нейропсихология), психических и физиологических процессов (психофизиология).

Место психологии в системе наук. Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии. Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Методы психологического исследования

Общие положения

Метод – способ организации деятельности, обоснованный, нормативный способ осуществления научного исследования.

Метод – путь исследования , вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта.

В психологии, как и в других науках, для получения фактов, их обработки и объяснения используется определённая совокупность методов (приёмов) исследования.

Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания научных данных; 3) приёмы обработки данных; 4) интерпретационные методы.

К организационным относятся действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы;

к эмпирическим способам добывания научных данных – обсервационные метода (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперименты), психодиагностические методы (тесты стандартизованные и проективные, анкеты современных типов, социометрия, интервью и беседа), праксиометрические, т.е. приёмы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографические описания, оценка изделий и выполненных работ и т.п.), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документаций, свидетельств и т.д.);

к приемам обработки данных – количественный (математико-статистический) и качественный анализ;

к интерпретационным методам – различные варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов.

Организационные методы

Сравнительный метод – (метод «поперечного среза») заключается в сопоставлении различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению. Например, две большие группы людей, одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и полученные данные сопоставляются между собой.

Лонгитюдный метод (метод «продольного среза») состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе.

Комплексный метод – способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности.

Эмпирические методы

Обсервационные методы

Наблюдение (внешнее) – метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.

Наблюдение – способ работы, при котором психолог не вмешивается в события, лишь отслеживает их изменения. Основное достоинство – в том, что наблюдение проводится в естественной ситуации и не изменяет обычного поведения наблюдаемых. Использование наблюдения, как метода, предполагает наличие программы наблюдения.

Виды наблюдения:

Самонаблюдение (интроспекция) – наблюдение человека за собственными психическими явлениями.

Включенное наблюдение – наблюдатель является участником процесса (членом группы). Применяется в особых случаях – изучение различных субкультур, сект и т.д.

Скрытое наблюдение – испытуемый не знает, что за ним наблюдают. Проводится с использованием различных технических средств (видеокамера, зеркало Гезелла).

Экспериментальные методы

Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого.

Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов.

Естественный эксперимент – психологический эксперимент, включённый в деятельность или общение незаметно для испытуемого.

Формирующий (обучающий) эксперимент – метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.

Психодиагностические методы

Тест – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определённого качества (свойства) личности.

Тесты достижений – одна из методик психодиагностики, позволяющая выявить степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.

Тесты интеллекта – методика психодиагностики для выявления умственного потенциала индивида.

Тесты креативности – совокупность методик изучения и оценки творческих способностей.

Тесты личностные – методика психодиагностики для измерения различных сторон личности индивида.

Тесты проективные (прожективные) – совокупность методик для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации, т.е. осознанном или неосознанном перенесении субъектом собственных свойств и состояний на внешние объекты под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей (пр-ры: рисуночные тесты, тест Роршаха, незаконченные предложения и т.д.)

Тесты имеют

Стандартизованную процедуру проведения, обработки и оценки результатов.

Нормы или определенную шкалу значений (соответственно возрасту или полу)

Анкета – методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

Социометрия – метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Интервью – метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее сформулированные, вопросы.

Беседа – метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путём речевого общения.

Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден (соответствует тому, для получения и оценки чего он изначально предназначался) и надёжен (позволяет получать одни и те же результаты при повторном и многократном использовании).

Психология познавательных процессов

Понятие психический процесс подчеркивает процессуальный (динамический) характер изучаемого явления. К основным психическим процессам относятся когнитивные (познавательные), мотивационные и эмоциональные.

    Когнитивные процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Ощущение. Восприятие. Память. Воображение. Мышление.

    Процессы мотивации и воли обеспечивают психологическую регуляцию деятельности человека, побуждая, направляя и контролируя эту деятельность.

    Эмоциональные процессы отражают субъективную оценку человеком окружающего мира, себя и результатов деятельности.

Психические состояния характеризуют статический момент индивидуальной психологии, подчеркивая относительное постоянство психического явления во времени (по уровню динамичности они занимают промежуточную позицию между процессами и свойствами).

Пр-ры. Когнитивные – сомнение. Мотивационно-волевые – уверенность.

Эмоциональные – счастье, стресс.

Психические свойства – это наиболее устойчивые психические явления, закрепленные в структуре личности и определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром.

Основные психические свойства: темперамент, характер и способности.

Психические процессы, состояния и свойства представляют собой неразрывное неделимое единство, образуя целостность психической жизни человека.

Психодиагностика - наука, которая разрабатывает и устанавливает Стремясь развивать те которые выражены у человека менее всего, она способствует полноценному состоянию его психики и росту. А наиболее эффективные методы психодиагностики - это, то с помощью чего можно достичь поставленные выше цели. В психологии их существует очень много. Основными, классическими считаются клинические методы психодиагностики, в которых на основании многостороннего, тщательного обследования обобщаются различные данные и ставится диагноз. Внимание больше уделяется не столько количественному измерению, сколько анализу явлений психики качественному. Эти методы психодиагностики нуждаются в применении интуиции и опыта. К ним относятся следующие способы обследования: беседа, наблюдение, тестирование, анализ результатов человеческого труда, анализ произведений художественной литературы.

Беседа, например, помогает получить субъективную информацию о внутреннем состоянии человека, нюансах поведения в результате Между клиентом и психологом возникает тесный контакт, появляется доверие, что дополнительно имеет психотерапевтическое влияние. Такую связь не могут дать объективные исследования. А вот анализ человеческого труда, творчества часто осложняется субъективным толкованием. Метод наблюдения редко проводится самостоятельно. Чаще он сопровождает любую другую диагностику: беседу, тестирование. в психодиагностике относятся к субъективным. Процедура их проведения и интерпретация довольно нестандартны. Да и появились они в противоположность методам психометрическим, требующим точных подсчетов, но не гарантирующих правильность выводов.

Для того чтобы эти методики были эффективны, психолог должен не просто быть профессионалом, а и обладать творческим мышлением, интуицией, уметь по-особому подойти к каждому отдельному случаю. Эти методы психодиагностики имеют такое название, потому что тесты, которые они используют, основаны на принципе переноса (проекции) на других людей желаний и свойств, присутствующих и в самом человеке, но им же подавляемых. Проективные методики исследуют в основном страхи, потребности, интересы, ориентации личности, используя такие популярные тесты как тест Роршаха, «Несуществующее животное», Люшера, ТАТ, Розенцвейга. Диагностика по рисункам особенно удобна при исследовании маленьких слабоговорящих детей. Значение имеет и общее впечатление от рисунка и его малейшие детали. например, предлагает обследуемому рассказать, на что похожи пять черных и пять цветных пятен, сделанных чернилами. Тест Розенцвейга дает испытуемому задание на 24 рисунках, изображающих дописать каждому персонажу предложение. Анализ этих фраз выявляет уровень напряжения человека и прогнозирует его поведение во время конфликта. Результаты теста «Животное, которое не существует» делаются исходя из расположения рисунка на листе бумаги, контуров нарисованной фигуры и частей ее тела. Тест, разработанный психологом из Швейцарии, получил его имя - Люшера. Согласно его методике каждый цвет имеет неменяющееся значение и свое влияние на человека. Обследуемый должен выбрать из 73 (полный набор) или 8 (неполный набор) цветных карточек, разложенных на белой бумаге по одной до самой последней. Начинать надо с самого приятного цвета. Те цвета, которые будут выбраны первыми, указывают на то, что человек предпочитает, любит, вторые по выбору - на то, к чему он безразличен, и последние - на то, что ему неприятно. Таким образом, методы психодиагностики помогают определить и понять уникальные особенности человека, его склонности и мотивы поступков.

Методическим воплощением которых являются, соответственно, тесты и опросники, которые называются также методиками. Методики обладают следующими особенностями:

1) они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки;

2) они представляют информацию не вообще о человеке, а прицельно о тех или иных его особенностях (интеллекте, тревожности и т.д.);

3) информация поступает в виде, позволяющем дать качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми;

4) информация, полученная с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза его эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида.

Психодиагностические методы:

1. Тестирование. обследуемый выполняет заданную деятельность т.е. проходит определенное испытание. На основании результатов испытаний исследователь делает выводы о наличии, особенностях, уровне развития тех или иных свойств у испытуемого.

Существуют тесты вербальные (словесные) и невербальные (рисунчатые). Обычно выделяют две группы тестов - стандартизированные и прожективные (проективные).

Две формы стандартизации: в одном случае идет речь о единообразии инструкций, процедуры обследования, способов регистрации результатов и т.д. при применении того или иного теста - и в этом плане стандартизированными являются все тесты. В другом случае речь идет о том, что данные, полученные на основании той или иной методики, могут быть соотнесены со специально разработанной и обоснованной шкалой оценок.

Тест, ориентированный на оценку, называется стандартизированным тестом.

Среди стандартизированных тестов распространены:
а) тесты интеллекта;
б) тесты специальных способностей. О специальных способностях можно говорить в двух планах: как о способностях в какой-либо области психической деятельности (перцептивные способности - способности в области восприятия; мнестические способности - способности в области памяти; способности к логическому мышлению) либо как о способностях к определенному виду деятельности (лингвистические, музыкальные, способности к управленческой деятельности, педагогические и т.п.);
в) тесты креативности, предназначенные для измерения творческих способностей.

Однако есть тесты, ориентированные на иное: они выявляют не оценочные показатели (как, например, уровень развития какого-либо свойства), а качественные особенности личности, не оцениваемые по какому-либо критерию. Иными словами, ответы испытуемого не оцениваются как правильные или неправильные, а показатели - как высокие или низкие. К этой группе тестов относятся проективные тесты.

Проективные тесты основаны на том, что в разнообразных проявлениях индивида, будь-то творчество, интерпретация событий, высказывания и т.д. воплощается его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, конфликты, переживания. Главным оказывается не объективное его содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у обследуемого.

2. Опросники.
Опросниками называют методики, материал которых представляют вопросы, на которые обследуемый должен ответить, либо утверждения, с которыми он должен или согласиться или не согласиться.

Ответы даются либо в свободной форме (опросники "открытого типа") или выбираются из вариантов, предлагаемых в опроснике (опросники "закрытого типа").

Различают опросники-анкеты и личностные опросники.

Опросники-анкеты предполагают возможность получения информации об обследуемом, не отражающей непосредственно его личностные особенности. Таковыми могут быть биографические опросники, опросники интересов и установок.

Личностные опросники предназначены для измерения личностных особенностей. Среди них выделяют несколько групп:
а) Типологические опросники разрабатываются на основе определения типов личности и позволяют отнести обследуемых к тому или иному типу, отличающемуся качественно своеобразными проявлениями.
б) Опросники черт личности, измеряющие выраженность черт - устойчивых личностных признаков.
в) Опросники мотивов.
г) Опросники ценностей.

д) Опросники установок.
е) Опросники интересов.

Основные диагностические подходы:

1.Номотетический подход ориентирован на открытие общих законов, справедливых для любого конкретного случая. Он предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой.

2.Идеографический подход основан на распознании индивидуальных особенностей человека и их описании. Он ориентирован на описание сложного целого – конкретной личности. Идеограмма представляет собой не что иное, как письменный знак, означающий целое понятие, а не букву языка.

Номотетический метод подвергается критике, так как общие законы не дают полного представления о человеке и не позволяют предсказать его поведение в силу неповторимости каждого. Идеографический метод также критикуется, прежде всего, за несоответствие стандартам объективности (полученные результаты в значительной степени зависят от концептуальных ориентаций исследователя и его опыта).

С методологической точки зрения, интеграция этих двух подходов позволяет сформулировать объективный психологический диагноз.

В современной психологии сложилось несколько взаимодополняющих подходов к пониманию сущности психодиагностики, которые с определенной долей условности можно обозначить как инструментальный, конструирующий, гностический, помогающий, практикоориентированный и интегральный.

3.Инструментальный подход рассматривает психодиагностику как совокупность методов и средств для измерения психических состояний и свойств, как процесс выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека с помощью специальных методов.

Главная задача психологической диагностики сводится к выбору и непосредственному применению диагностических средств для выявления индивидуального своеобразия конкретного человека при установлении различий в психической организации разных групп людей.

Инструментальная роль психодиагностики приобретает важное значение в деятельности практического психолога, которая является полипроблемной и предполагает одновременную проверку большого количества диагностических гипотез. Однако сведение психологической диагностики только к методам и средствам, выявления психических феноменов значительно ограничивает ее возможности как научной дисциплины, суживает диагностическое мышление психолога до решения преимущественно прагматического вопроса, какую методику использовать.

К инструментальному направлению довольно тесно примыкает так называемое конструирующее , назначение которого – разработка методов выявления и изучения индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей человека. С позиций этого подхода наиболее важные задачи психодиагностики заключаются в конструировании новых психодиагностических средств и модификации уже имеющихся; в разработке методов прогнозирования психического развития и поведения в зависимости от разных природных и социальных факторов и условий существования, в разработке психодиагностических технологий. Однако психодиагностика не может сводиться только к разработке или модификации и адаптации инструментария.

Признание за психодиагностикой способности распознания психической реальности лежит в основе подхода, который условно можно назвать гностическим . Его особенность заключается в том, что акцент делается на раскрытии индивидуального своеобразия и неповторимости внутреннего мира каждого человека. Применение методик или их комплексов перестает быть самоцелью, внимание психолога-диагноста обращено на уникальность психического облика человека.

Основными задачами гностического подхода к психодиагностике являются: определение общих закономерностей становления и развития психических образований; подготовка к свадьбе; установление связи между единичными проявлениями психического феномена и знанием его сущности; распознание индивидуальных особенностей в общих проявлениях психики человека; соотнесение индивидуальной картины поведения или состояния конкретного человека с известными типами и установленными ранее среднестатистическими нормами.

4.Помогающий подход рассматривает психодиагностику в качестве одного из видов психологической помощи. Многие психодиагностические процедуры содержат в себе терапевтический потенциал. Использование рисуночных методик, заполнение опросников, требующее от человека концентрации внимания на своих переживаниях, часто сопровождается успокаивающим эффектом.

Помогающая функция психодиагностики особенно возрастает на заключительном этапе. В то же время психодиагностическое обследование может вызвать негативную реакцию у испытуемого, поэтому помогающее действие психодиагностики имеет определенные ограничения.

5. практикоориентированного подхода к пониманию сущности диагностики объясняется интенсивным проникновением практической психологии в решение личных и профессиональных проблем человека. Это позволяет рассматривать психодиагностику как особую область практики, направленную на выявление разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности, помогающую решению жизненных проблем.

6.Интегральный подход связывает воедино теоретическую и практическую психологию. По отношению к методам психологического исследования выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практической реализации. В этом плане психологическая диагностика представляет собой специфическое научное направление, базирующееся на собственных методологических и методических принципах и занимающееся теоретическими и практическими проблемами постановки психологического диагноза. Основу интегрального направления составляет идея целостности феноменов переживания, поведения и деятельности личности.

Этапы психодиагностического исследования:

1) Определение цели - формулируется общая цель исследования и определяются его организационные и эмпирические методы.

2) Создание модели - определяется комплекс свойств для изучения, создается возможный образ результата, формулируется гипотеза.

3) Выбор методик - конкретизируются методики, создаются адекватные условия для их использования в экспериментах.

4) Практика - непосредственное выполнение исследовательской работы, сбор эмпирических данных.

4) Интерпретация - обработка полученных результатов, их объяснение с позиции конкретной научно-теоретической концепции, разработка рекомендаций по практическому использованию.

Классификация методов психологического исследования.

Основные методы психологических исследований

Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на четыре группы: 1) организационные методы; 2) эмпирические способы добывания научных данных; 3) приёмы обработки данных; 4) интерпретационные методы.

К организационным относятся действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы; к эмпирическим способам добывания научных данных – обсервационные метода (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперименты), психодиагностические методы (тесты стандартизованные и прожективные, анкеты современных типов, социометрия, интервью и беседа), праксиометрические, т.е. приёмы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографические описания, оценка изделий и выполненных работ и т.п.), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документаций, свидетельств и т.д.); к при1мам обработки данных – количественный (математико-статистический) и качественный анализ, в том числе дифференциация материала по типам, группам, вариантам и составление психологической казуистики, т.е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил; к интерпретационным методам – различные варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов. Рассмотрим подробнее ряд организационных и эмпирических способов добывания научных данных.

Организационные методы

Сравнительный метод – (метод «поперечного среза») заключается в сопоставлении различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению. Например, две большие группы людей, одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и полученные данные сопоставляются между собой.

Лонгитюдный метод (метод «продольного среза») состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе.

Комплексный метод – способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности.

Эмпирические методы

Обсервационные методы

Наблюдение (внешнее) – метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.

Самонаблюдение (интроспекция) – наблюдение человека за собственными психическими явлениями.

Экспериментальные методы

Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого.

Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов.

Естественный эксперимент – психологический эксперимент, включённый в деятельность или общение незаметно для испытуемого.

Формирующий (обучающий) эксперимент – метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.

Психодиагностические методы

Тест – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определённого качества (свойства) личности.

Тесты достижений – одна из методик психодиак6ностики, позволяющая выявить степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.

Тесты интеллекта – методика психодиагностики для выявления умственного потенциала индивида.

Тесты креативности – совокупность методик изучения и оценки творческих способностей.

Тесты личностные – методика психодиагностики для измерения различных сторон личности индивида.

Тесты прожективные (проективные) – совокупность методик для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации, т.е. осознанном или неосознанном перенесении субъектом собственных свойств и состояний на внешние объекты под влиянием доминирующих потребностей, смыслов и ценностей.

Анкета – методическое средство для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов.

___________________

Длительный период психология определялась как наука о субъективном мире человека. И этому содержанию соотв. и набор ее методов. Согласно идеалистической концепции, отделявшей психику от всех других явлений природы и общества, предметом изучения психологии являлось изучение субъективных состояний сознания. В них явление совподало с сущностью - т.е. формы сознания, которые человек мог наблюдать на самом деле рассматривались в это время как основные св-ва духа / сущность псих. процессов. Это совпадение определило метод - субъективное описание явлений сознания, получаемое в процессе самонаблюдения (интроспекция). Но этот подход исключал объективное, причинное объяснение психических процессов. Пересмотр самонаблюдения как метода психол. исследования был связан с тем, что оно стало рассматриваться как сложный вид психической деятельности, являющейся продуктом психического развития, использующий речевую формулировку наблюдаемых явлений и имеющий ограниченное применение. Последнее связано с тем, что не все псих. процессы протекают сознательно + самонаблюдение за своими псих. процессами может внести значительные изменение в их протекание. Т.о., встала задача разработки объективных методов исследования, которые были бы обычными для всех остальных наук приемами за протеканием деятельности + экспериментальное измерение условий ее протекания. Основным приемом стало наблюдение за поведением человека в естественных и экспериментальных условиях + анализ изменений, задаваемых экспериментатором. На этом этапе было создано три метода психолог. исследования: а) М. структурного анализа: психолог ставит перед испытуемым задачу и прослеживает структурное строение процессов, с пом. которых испытуемый. решает задачу. Здесь психолог не только регистрирует результат, но и внимательно прослеживает процесс решения задачи. Приемы, которые могут осуществить полный структурный анализ, могут носить прямой (изменение структуры задачи + предложение способов, помогающих решению = > происходит изменение протекания психолог. процесса) или косвенный х-р. (использование признаков, которые не являются элементами деятельности, но могут быть показателями его состояния и т.п.) б) Эксперименально-генетический метод. ВПФ - продукт длительного развития и поэтому важно проследить как шел этот процесс и т.п. Это можно узнать как изучая выполнение задач на последовательных ступенях развития ребенка (генетические срезы), так и создавая экспериментальные условия, позвол. выявить как формируется псих. деятельность. в) М. экспериментально-патологический (синдромный анализ) - анализ изменений в поведении, которые наступают при патологических состояниях. Он часто применяет в нейропсихол. исследованиях. Но может использоваться и в общей психологии и психологии индивидуальных различий, в которых сверхразвитие к-л. стороны псих. жизни или индив. особенность может вызвать перестройку всех псих. процессов.Наряду с описанными методами психологического исследования большое значение имеют и количественные и качественные методы оценки псих. процессов и методы измерения уровня их развития. К ним относятся психологические тесты _____

Валидность – соответствие конкретного исследования принятым стандартам. Надёжность – это кач-во метода, позволяющее получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода. Существует несколько классификаций психологич. методов. Классификация по Б.Г.Ананеву: 1 гр . – организационные методы (сравнительный метод, лонгитюдный метод [многократное обследование одного и того же человека на протяжении длительного времени], комплексный метод). 2 гр . – эмпирич. методы (наблюдение [внутреннее, внешнее, включённое, свободное], эксперимент [естественный, лабораторный], опрос, анкетирование, тест, беседа, анализ продуктов деятельности). 3 гр . – методы обработки данных (включает в себя количественный и качественный анализ). 4 гр . – интерпретационные методы (генетический и структурный анализ).

Специфика эксперимента как метода психологического исс­ледования заключается в том, что в нем целенаправленно и про­думанно создается искусственная ситуация, в которой изучае­мое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше все­го. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с дру­гими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвеча­ющий всем требованиям психологический эксперимент на прак­тике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встре­чается реже, чем другие методы.Имеются две основные разновидности эксперимента: есте­ственный и лабораторный . Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в усло­виях, отдаленных или приближенных к действительности. Ес­тественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вме­шивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный экспери­мент предполагает создание некоторой искусственной ситуа­ции, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контроли­ровать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрыва­ют в точности, но зато уступают в степени естественности - соответствия жизни.Беседа - в психологии эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.Интервью называют целенаправленным опросом. Интервью определяется как "псевдобеседа": интервьюер все время должен помнить, что он - исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле.Методы валидизации: Есть три основных метода валидизации теста. Ни одному из них нельзя отдать предпочтение, так как выбор, какой метод использовать, определяется конкретной задачей.Валидизация, основанная на критерии: Метод требует демонстрации корреляции или другой статистической связи между тестовым баллом и уровнем выполнения «работы» (например, решением математических задач). Другими словами, люди с высоким тестовым баллом имеют тенденцию лучше выполнять работу, чем люди с более низким тестовым баллом. Если критерий для сравнения нам известен во время проведения теста, то это называется совместной валидностью, а если значения критерия проявляются в более позднее время, то это предиктивная валидность. Например, соответствие последующей успеваемости студента с баллом вступительных экзаменов – это предиктивная валидность, а согласованность с этим баллом результатов школьных выпускных экзаменов – совместная валидность.Валидность, основанная на критерии измеряется коэффициентом валидности. Это число между 0 и 1, которое степень близости «r» между тестом и мерой выполнения «работы» (критерием). Чем больше значение коэффициента, тем более вы можете в предсказаниях, основанных на тестовом баллеВалидизация, основанная на содержании: Метод требует демонстрации того, что вопросы тест измеряют величины, существенные для определения значения данного признака. Например, тест на скорость печатания на клавиатуре будет иметь высокую валидность для подбора людей на должность секретаря, так как, предполагается, что эта работа требует частого использования клавиатуры. Тем ни менее, если работа требует набора текста только изредка, тот же самый тест будет иметь маленькую валидность содержания. В общем случае, валидность основанная на содержании не применяется для измерения способности к обучению и общих способностей решения проблем.Валидизация, основанная на свойстве: Метод требует демонстрации того, что тест измеряет свойство или характеристику, для которой он и предназначен. Этот метод часто применяется для тестов, которые меряют абстрактные величины. Например, валидность, основанная на свойстве, может быть использована, когда школа оценивает «хорошесть» учеников. В данном случае, «хорошесть» - не некая наблюдаемая величина, а концепция, созданная, чтобы объяснить возможное поведение учеников в будущем. Чтобы продемонстрировать, что тест имеет хорошую валидность, основанную на свойстве, школе будет необходимо показать, что, во-первых, тест действительно измеряет это свойство и, во-вторых, это свойство связано с хорошей успеваемостью учеников.Валидность, основанная на свойстве, часто используется для измерения психологических черт личности, например, интеллигентность, самосознание или креативность.Надёжность методики – это критерий, который говорит о точности психологических измерений, то есть позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты. Это согласованность результатов тестирования испытуемых в разные моменты времени, при первичном и вторичном тестировании и с использованием разных по эквивалентности, по содержанию заданий. Надежность характеризует тесты свойств, но не состояний. Свойства:

1. Воспроизводимость рез-тов исследования.

2. Точность измерения.

3. Устойчивость результатов.

Типы надежности

1. Ретестовая надежность: Ретестовый метод заключается в повторном тестировании выборки испытуемых одним и тем же тестом через определенный интервал времени при одних и тех же условиях. Временной интервал зависит от возраста (например, у маленьких детей изменения могут произойти в течение одного месяца), а также событий, происходящих с испытуемым в жизни.Альтернативные формы Надежность альтернативных форм, проверяется повторным тестированием одной выборки испытуемых параллельной формой теста через минимальный интервал времени при одних и тех же условиях. За индекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатами тестирования двумя параллельными формами теста. Высокий коэффициент корреляции и большой интервал между двумя испытаниями свидетельствуют о том, что разные формы теста близки между собой. С другой стороны, низкий коэффициент надежности параллельных форм предполагает, что разные формы не сопоставимы, вероятно, они измеряют различные вещи и, соответственно, не могут заменять друг друга.

Метод расщепления Метод расщепления состоит в том, что тест разбивают на две сопоставимые части. Респондент выполняет задания этих двух частей в течение одного сеанса с получением двух результатов.За индекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатами тестирования двумя этими частями. Он называется коэффициентом внутренней согласованности тестаВнутренняя надежность Внутренняя надежность показывает, насколько вопросы теста измеряют одну и ту же величину. Внутренняя надежность обычно измеряется при помощи коэффициента Альфа Кронбаха. Чем больше похожих заданий, тем больше внутренняя надежность. Поэтому часто встречаются очень длинные тесты, задающие один и тот же вопрос множеством разных способов – чем больше похожих вопросов вы добавляете, тем большее значение коэффициента Кронбаха вы получаете.

Одним из важнейших средств повышения надежности методики является единообразие процедуры обследования, его строгая регламентация: одинаковая обстановка, однотипный характер инструкций, одинаковые для всех временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемыми и так далее.На характеристику надёжности методик большое влияние оказывает исследуемая выборка. Она может, как снижать, так и завышать этот показатель, например, надежность, может быть искусственно завышена, если в выборке небольшой разброс результатов, т.е. если результаты по своим значениям близки друг к другу. Поэтому в руководстве обычно делается описание выборки, на котором определялась надёжность методики.В настоящее время надежность все чаще определяется на наиболее однородных выборках, т.е. на выборках, схожих по полу, возрасту, уровню образования, профессиональной подготовке и т.п.Разновидностей надёжности методик так же много, как и условий, влияющих на результаты диагностических испытаний. Так как все виды надёжности отражают степень согласованности двух независимо полученных рядов показателей, то математико-статистический приём, с помощью которого устанавливается надёжность методики, - это корреляции (по Пирсону или Спирмену). Надёжность тем выше, чем больше полученный коэффициент корреляции приближается к единице, и наоборот. По К.М. Гуревич 1 надёжность самого измерительного инструмента (коэффициент надежности); 2 стабильность изучаемого признака (коэффициент стабильности); 3. константность,т.е.относительную независимость результатов от Личности экспериментатора (коэффициент константности). метод количественной обработки (обработка строится на статистических процедурах, требуют большую выборку, исследуют более общие проблемы) метод качественной обработки. Кач. м-ды , в отличие от количественных, опирающихся на статистические процедуры, носят нестандартизированный х-р. Кач. м-ды направлены на изучение максимально широкого спектра феноменологии изучаемого явления и не ставят целью проследить количественные закономерности. Качественные методы направлены на раскрытие причинно-следственных связей, анализ процессуальных хар-к изучаемого явления. Позволяют анализировать внутреннюю стр-ру и взаимосвязи данного явления. Более глубокий анализ. (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями) анализы.

Интерпретация данных - совокупность предположений о характере данных, полученных в результате измерения и подлежащих анализу.Интепретационно -описательный метод - метод при котором субъект "внешне" взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).интерпретационные методы Сюда относятся генетический и структурный методы. Генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает "вертикальные" генетические связи между уровнями развития. Структурный метод устанавливает "горизонтальные" структурные связи между всеми изученными характеристиками личности. Интерпретационный метод , позволяет истолковать полученные данные на основе психологической теории, выявить правильность или ошибочность гипотезы исследования

3 Эволюция психики в филогенезе.

Psuche(греч.) – душа

Психика - системное свойство высокоорганизованной материи (головного мозга), которое заключается в способности субъекта отражать окружающий мир, строить неотчуждаемую от себя картину мира и на этой основе регулировать своё поведение и деятельность.

В процессе развития земли появились особо сложные соединения, для которых была характерна огромная величина и сложность тех молекул, из которых это вещество состоит. Такие гигантские молекулы, в основе которых лежат атомы углерода в соединении с другими веществами, появились много лет назад при охлаждении поверхности. Эти гигантские молекулы, с которыми советские ученые (академик А. И. Опарин) связывают происхождение земли, были названы коацерватами. Так возникло живое существо. которое уже очень рано приняло Характер клеток, иначе говоря, мельчайших организмов, существование которых поддерживалась постоянным обменном веществ со внешней средой. Характерная особенность существования этих клеток заключалась в том, что они всегда обнаруживали известную раздражимость к веществам, необходимым для поддержания существования, оставаясь индифферентными к веществам, которые не принимали непосредственного участия в их жизнедеятельности. Иначе говоря, уже на этом уровне существования жизни возникли известные «потребности» живого вещества, и из всех явлений внешней среды выделялись существенные для поддержания жизни биотические влияния и несущественные для нее – абиотические влияния, к которым живая клетка оставалась безразличной. Существенная особенность сложных форм растительной жизни заключается лишь в том, что в число биотических факторов входят не только те вещества, которые непосредственно усваиваются растениями (например, углекислота), но и те условия (например, солнечный свет), без которых такое усвоение не может протекать. Поэтому растение становится чувствительным и к целому ряду условий, входящих в сложный процесс обмена веществ. Все это говорит о том, что растения имеют определенные потребности или, как говорят современные биологи, предъявляют к условиям среды определенные требования. Новая особенность, которая появляется при переходе от растительной жизни к животной, заключается в том, что у животного возникает новый вид раздражимости: даже наиболее просто построенное животное в известных условиях начинает реагировать не только на непосредственные, входящие в процесс обмена веществ биотические раздражения, которые обычно были индифферентными, но которые могут сигнализировать появление биотических раздражений. Эта новая форма раздражимости по отношению к ранее индифферентным агентам, вступающим в связь с биотическими условиями и приобретающими сигнальное значение, может быть, что это предложил А. Н. Леонтьев – названа чувствительностью. Возникновение чувствительности и является новым качественным скачком, характеризующим переход от растительного существования к животному; оно приводит к возникновению совершенно новых форм жизнедеятельности и может служить основным объективным критерием для возникновения психики. Однако в процессе эволюции сам тип приспособления животных к окружающей среде радикально меняется: врожденные программы поведения, занимающие ведущее место у насекомых и у низших позвоночных, отступают на высших этапах эволюции на второй план, и у позвоночных, особенно у млекопитающих, поведение становится уже совершенно по другому принципу. На этом этапе развития условия жизни становятся настолько сложными, что необходима выработка новых форм приспособления индивидов к меняющимся формам среды. Поэтому ясно, что для животных, живущих в более сложных условиях быстро изменяющейся среды – необходим скачок на другой уровень поведения. Наиболее существенным для этого скачка является необходимость смены формы отражения действительности, которым животное располагает. Для того, чтобы животное могло учитывать изменяющиеся условия среды, реагировать быстрой сменой поведения, соответствующей среды – ему становится недостаточно отражения только отдельных сигналов, которые пускают в ход врожденный репертуар поведения. Для более сложных форм пластичного индивидуального поведения становится необходим анализ и синтез условий окружающей среды. Для этого необходимо, чтобы животное отражало не отдельные свойства, а целые предметы, целые предметы, целые ситуации, целый комплекс свойств, чтобы проанализировать эти меняющиеся условия среды, животное оказалось в состоянии ориентироваться в окружающей его действительности и выработать те формы поведения, которые были бы соответствующими конкретной предметной среде. Естественно, что для этого нужно возникновение аппаратов, которые бы не только позволяли выделять отдельные свойства, но и дали бы возможность проанализировать условия среды; необходимо, чтобы на основании анализа могли создаваться новые, уже не врожденные, а индивидуальные условные рефлексы и программы, соответствующие меняющимся условиям среды. Необходимо, наконец, чтобы животные, вырабатывающие новые, изменчивые программы поведения, могли сличать результаты действия с условиями среды, вовремя обнаружить ошибочные действия, вовремя менять эти ошибочные действия на правильные, и тем самым обеспечивать нужные формы пластичного изменчивого поведения. Вот для всего этого необходим скачок к совершенно новым формам нервных механизмов и прежде всего к аппаратам большого мозга и его коры. Этот новый аппарат надстраивается над элементарным древним мозгом и на интересующей нас ступени эволюции становится основным аппаратом индивидуальных форм изменчивого поведения. Кора головного мозга позволяет отражать комплекс сигналов, выделять существенное, тормозить не существенное, отражать целые предметы и целые ситуации и программировать сложные изменчивые формы проведения. Это является важнейшей функцией коры головного мозга. И именно поэтому кора головного мозга, сильно возрастающая в животном ряде и играющая все большую роль, и должна расцениваться как механизм, позволяющий животному перейти от приема отдельных сигналов, которые пускают в ход врожденные формы поведения, – к аппарату, позволяющему анализировать и синтезировать комплексное раздражение и обеспечивающему переход от сенсорной психики к перцептивной психики, отражающей целые образы. Чем больше развита кора головного мозга, тем больше животное начинает анализировать внешнюю среду и реагировать соответственно анализу этой среды. Возникают новые формы поведения, которые многие исследователи называли навыком или привычкой или наученными формами поведения. Рядом с инстинктивными и простыми формами изменчивого поведения у животных существует еще одна форма поведения, которая представляет собой интерес. Животные обнаруживают некоторые формы подлинно разумного интеллектуального поведения. Поведение животного целиком детерминируется наглядно воспринимаемой ситуацией, опытом прошлого, но животное не может никогда выйти за пределы этой наглядной ситуации, абстрагироваться от нее и схватить отвлеченный принцип, иначе говоря, не может регулировать свое поведение предвидением, возникающим в результате усвоенного принципа действия. В отличие от этого психологическая деятельность человека характеризуются тем, что человек наряду с этими двумя формами поведения (программированным наследственно и программированным личным опытом) обладает еще третьей формой поведения, которая становится все более и более доминирующей и у нас с вами начинает занимать доминирующее место: такой формой является передача общественного опыта от одного человека к другому человеку. Все обучение в школе, все усвоение знаний, все усвоение методов работы есть по существу передача индивиду опыта поколений, иначе говоря, передача общественного опыта от одного человека к другому. Если животное рождается на свет только с наследственной программой и обогащает ее личным условно – рефлекторным опытом, то человек, рождаясь с гораздо более бедными, чем у животного, инстинктивными программами, развивает свой психологический процесс не только с помощью своего индивидуального опыта других поколений через посредство воздействия других людей, усваивая опыт от других людей. Усвоение общественного опыта не существует у животного, но существует у человека. Вот в этом заключается последнее коренное отличие психологической деятельности животного от психологической деятельности человека. Психологическая деятельность человека коренным образом отличается от психологической деятельности животного как по своей структуре, по своим функциональным особенностям и по своему генезу. Учение, труд, трудовая деятельность – все заполнено у человека такими действиями, которые человек осуществляет сознательно или имеет ввиду то значение, которое эти действия получат и которые никакого биологического биологического смысла не имеют. Эти сознательные действия и можно понять только из общественной организации деятельности человека.

4 Бихевиоризм и необихевиоризм.

Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В.Вундта и Э.Титченера и на американский функционализм. Его осново­положником был Дж-Уотсои (1878-1958). В статье «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) он критиковал психологию за субъективизм и практическую бесполезность. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служения практике.Предмет бихевиоризма – изучение поведения объективным путем; цель – служить практике. Философскую основу бихевиоризма составили позитивизм и прагматизм. В качестве научных предпосылок Дж.Уотсон называл исследования по психологии животных Торндайка, школу объективной психологии, влияние работ И.П.Павлова и В.М.Бехтерева. Основные задачи: 1. В каждом данном случае при данном стимуле знать, какова будет реакция; 2. Если есть реакция, какой ситуацией она вызвана.

Классификация реакций: приобретенные-наследственные, внутренние -внешние.Внешние приобретенные – игра в теннис, открывание двери; Внешние наследственные – хватание, чихание, инстинкты и эмоции; Внутренние приобретенные – мышление; Внутренние наследственные – реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении. Инстинкт – приспособления вызванные стимулами внешнего порядка. Эмоции – приспособления вызванные стимулами внутреннего порядка и относятся к телу субъекта (например покраснение). Наблюдения за новорожденными – число сложных незаученных реакций при рождении и вскоре после него невелико и не может обеспечить приспособление

Поведение человека как предмет бихевиоризма - это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люда делают от рож­дения и до смерти. Поведение - это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. Поведение человека трактуется чрезвычайно широко: оно включает любую реакцию, в том числе и чисто физиологическую. В то же время это определение чрезвычайно узко, т.к. ограничивается только внешне наблюдаемым: из анализа исключаются, как ненаблюдаемые, физиологические механизмы и психические процессы. В результате поведение трактуется механистиче­ски, сводится лишь к его внешним проявлениям. Две проблемы бихевио­ризма: по заданной ситуации предугадать реакцию, и по реакции судить, какой ситуацией она вызвана. «Cознание нельзя наблюдать извне, сознания нет для науки. То, что можно наблюдать извне, - поведение. Сознание принадлежит исследователю, у изучаемого объекта сознания быть не должно. Поведение - двигательная активность человека и животных. Опирается на учение И. Павлова о безусловных рефлексах. Новые, сформированные при жизни субъекта реакции - условные (обусловленные) реакции. В основе обуславливания - ассоциация. И. Павлов: классическое обусловливание - сочетание безусловных и условных (сначала нейтральных) реакций. Правила классического обусловливания: 1/ безусловный стимул должен быть достаточно интенсивным. Сочетание безусловного и условного стимулов должно быть достаточно частым. Наибольший эффект: безусловный стимул идет сразу же после условного. 2/ Механизмы обобщения и дифференциации. Сначала идет обобщение - субъект реагирует на любой сходный стимул. Затем - дифференциация (различение). 3/ Угасание и спонтанное восстановление. Если нет подкрепления - выработка реакции угасает. Может быть спонтанное восстановление через некоторое время. Стадии: выработка - угасание - спонтанное восстановление - повторное угасание.»Уотсон производит классификацию реакций по двум основаниям: яв­ляются ли они приобретенными или наследственными; внутренними (скрытыми) или внешними (наружными).Поведение рассматрива­ется как результат обучения. Навык и научение становятся главными про­блемами бихевиоризма. Речь, мышление рассматриваются как виды навы­ков. Навык - это индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основу составляют элементарные движения, которые являются врож­денными. Новый или выученный элемент в навыке - это связывание во­едино или объединение отдельных движений так, чтобы произвести новую деятельность. Уотсон описал процесс выработки навыка, построил кривую научения. Удерживание навыков составляет память. Уотсон выдвигает гипотезу обусловливания. Называя все наследственные реакции безусловными реф­лексами, а приобретенные - условными, Дж.Уотсон утверждает, что важ­нейшим условием образования связи между ними является одновремен­ность в действии безусловного и условного стимула, так что стимулы, пер­воначально не вызывавшие никакой реакции, теперь начинают ее вызы­вать.

В бихевиоризме процесс образования навыков и научения трактуется механистически. Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс.Научение это достаточно постепенное изменение в актуальном и возможном поведении субъекта, полученное в результате опыта. Опыт - повторение, навык, практика, тренировка. Несмотря на некоторую ограни­ченность, концепция Уотсона положила начало научной теории процесса формирования двигательного навыка и научения в целом. К середине 20-х г.г. бихевиоризм получил широкое распространение в Америке. В то же время, исследователям становится все более ясно, что исключение из рассмотрения психики приводит к неадекватной трактовке поведения. Если исключить из поведения его мотивационно-познавагельные компоненты, невозможно объяснить интетрирование от­дельных реакций в тот или иной поступок или деятельность. В механисти­ческой трактовке поведения игнорируется активная сознательная деятель­ность субъекта, не учитываются качественные изменения, наступающие в поведении человека по сравнению с животным. Исторической заслугой Уотсона является заострение проблемы объ­ективного подхода в психологии и исследование поведения, способов управления им.

В 1913 г. У.Хантер в экспериментах с отсроченными реакциями пока­зал, что животное реагирует не только непосредственно на стимул, пове­дение предполагает переработку стимула в организме. -Этим была постав­лена новая проблема. Попытки преодолеть упрощенную трактовку поведе­ния по схеме «стимул - реакция» за счет введения внутренних процессов, развертывающихся в организме под влиянием стимула и обеспечивающих реакцию, составили различные варианты необихевиоризма.

Крупный вклад в развитие необихевиоризма внес К.Халл (1884-1952) Его гнпотетнко-дедуктивная теория поведения складывалась под влиянием идей Павлова. Торндайка, Уотсона. Как и Уотсон. Халл не учитывал фак­тора сознания, но вместо схемы «стимул - реакция» Халл вводит формулу, предложенную в 1929 г. Вудвортсом, «стимул - организм - реакция», где организм - некоторые протекающие внутри невидимые процессы. Приме­няя логический и математический анализ. Халл старался выявить связь между этими внутренними переменными, стимулами и поведением. Им были выведены законы поведения. Основной детерминантой поведения Халл считал потребность, которая вызывает активность организма, его по­ведение. От силы потребности зависит сила реакции. Потребность опреде­ляет характер поведения. Халл подчеркивает роль полкрепления в образо­вании поведенческих связей. Он разработал математический расчет зави­симости реакции от характера подкрепления (частичное, прерывистое, по­стоянное), от времени его предъявления.

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет теория oперантного научения Б.Скиннера (1904-1990). Основываясь на эксперимен­тальных исследованиях и теоретическом анализе, Скиниер формулирует положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном. условно-рефлекторном и операитном. Первые два типа поведения называются Скиннером респондентным поведением.

Респондентное поведение - это скиннеровская версия павловского. или классического обусловливания. Он также называл его обусловливани­ем типа S, чтобы подчеркнуть важность стимула, который появляется до реакции и выявляет ее. Однако Скиннер полагал, что в целом поведение животных и человека нельзя объяснять только в терминах классического обусловливания. Напротив, он делал акцент на поведении, не связанном с какими-либо известными стимулами. Оперантное поведение (вызванное оперантным научением) определя­ется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма по­вторять данное поведение в будущем. Скиннер понимал, что бессмыслен­но рассуждать о происхождении оперантного поведения, так как нам неиз­вестны стимул или внутренняя причина, ответственная за его появление. Оно происходит спонтанно.Оперантное обусловливание –особый путь для образования условных связей. Отличие от респондентного подкрепляется спонтанное действие. Форма научения характеризуется тем, что подкрепляется спонтанное, но желательное повед. Таким образом происходит отбор первоначально спонтанных движений и поведение формируется в нужном направлении. Животное производит движение спонтанно или инициированное экспериментатором, затем получает подкрепление. Оперант - действия и движения, возникающие как бы спонтанно.

Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Б.Скиннер исключает внутренний мир человека из поведения. На основе своей теории он предла­гает вариант программированного обучения, предполагающий расчлене­ние материала на мелкие порции и немедленное подкрепление каждого шага. В целом, в его теории психические процессы описываются в терми­нах реакций, а человек - как реактивное существо, подвергающееся воз­действиям внешних объектов. Это приводит к трансформации понятий свободы, ответственности, достоинства. В крайней своей трансформации теория Скиннера способствует решению социальных проблем путем кон­троля одних людей над другими.

Необихевиоризм продолжает занимать значительное место в современной психологии. Наука о по­ведении способствовала утверждению объективного метода в психологии


Похожая информация.


Федеральное Агентство по образованию и науки РФ


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине :

«Психодиагностика »

по теме : «Классификация методов психодиагностики, их достоинства и недостатки»



Введение.

1.Классификация методов психодиагностики.

2. Классификации психодиагностических методов по Й.Шванцаре; В.К.Гайде, В.П.Захарову; А.А.Бодалеву, В.В.Столину

Заключение.

Введение

Психология - очень молодая наука. Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно в 1879 г. Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных наук и философий; психология возникла на пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является правильным.

Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика - это “свойство высокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду психику человека, то к словам “высокоорганизованная материя” нужно прибавить слово “самая”: ведь мозг человека - это самая высокоорганизованная материя, известная нам. Знакомство с любой наукой начинается с определения ее предмета и описания круга явлений, которые она изучает. Что же является предметом психологии? Ответ предполагает рассмотрение различных точек зрения на предмет психологии - так, как они появлялись в истории науки; анализ оснований, почему эти точки зрения сменяли друг друга; знакомство с тем, что в конечном счете от них осталось и какое понимание сложилось на сегодняшний день. Слово “психология” в переводе на русский язык буквально означает “наука о душе” (гр. psyche - “душа” + logos - “понятие”, “учение”).

ПСИХОДИАГНОСТИКА - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Сам по себе термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис») и буквально истолковывается как «различительное познание». Психодиагностика это не только направление практической психологии, но и теоретическая дисциплина.

1.Классификация методов психодиагностики

Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому работнику выбор методики, максимально соответствующей его задаче. Поэтому такая классификация должна отражать связь методов, с одной стороны - с диагностируемыми психическими свойствами, с другой стороны - с практическими задачами, ради решения которых эти методы разрабатываются. Критерии решения этих задач и должны предопределять выбор диагностируемых свойств, а вслед за этим и методик, направленных на эти свойства и наилучшим образом соответствующих имеющимся условиям.

Безусловно, не существует взаимнооднозначного соответствия между задачами и методиками. Наиболее ценные методики обладают универсальностью - они могут успешно применяться для решения разных задач. В овладении этими методиками и в процедурах их проведения есть технологические признаки, заслуживающие самостоятельного учета. По этим признакам методики группируются в самостоятельную операционально-технологическую классификацию.

Основные методы исследования и диагностики.

Одним из наиболее доступных и широко применяемых в социальной психологии методов исследования является наблюдение. Наблюдение - это научно-целенаправленное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. К достоинствам наблюдения относятся: естественность, независимость от умений испытуемых оценивать свои действия, возможность оценить отдаленные последствия воспитательных воз- действий и др. Недостатками являются: пассивность, наличие элементов субъективизма, недоступность данному методу некоторых скрытых проявлений (переживания, мысли, мотивы) и т.п.

Наиболее типичными ситуациями, в которых эффективно применение наблюдения, являются следующие:

Получение сведений о психическом явлении в “чистом” виде;

Сбор первичной информации, не требующей большой выборки исследуемых объектов;

Оценка фактов, полученных помощью других методов (например, анкетирования);

Другим эффективным методом исследования является эксперимент. Эксперимент - это активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность испытуемого с целью создания условий, при которых обнаруживается какой-либо социально-психологический факт. Достоинствами эксперимента являются: активная позиция наблюдателя, возможность повторения, строго контролируемые условия проведения. К недостаткам относятся: искусственность условий, большие затраты для контроля значимых факторов.

Эксперименты бывают естественными, лабораторными и формирующимися. Естественный эксперимент характеризуется незначительными изменениями обычных условий обучения и воспитания. При этом типе эксперимента стараются минимально изменять условия и контекст, в котором протекает интересующий диагноста психический феномен. Лабораторный эксперимент отличается строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от изменяющихся условий окружающей среды. Формирующий эксперимент предусматривает внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций.

Широко распространен опрос. Опрос - это получение информации, заключенной в словесных сообщениях испытуемого. Различают следующие виды опроса: анкетирование, интервью, беседа. В процессе анкетирования информацию получают в виде письменных ответов опрашиваемых (респондентов). Интервью предполагает получение информации путем устных ответов респондентов на вопросы, задаваемые в устной форме. Метод беседы основан на получении информации в процессе двухстороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

Моделирование. Это метод исследования, в основе которого лежит построение моделей изучаемого явления. Модель представляет собой копию объекта, интересующего исследователя, или явления в каком-либо аспекте. Модель всегда является упрощением (редукцией) исследуемого явления. Она предназначена для выделения самого главного (с точки зрения целей исследования) в изучаемом объекте. Такое упрощение облегчает процесс качественного и количественного анализа

Тестирование. Систематический перебор различных симптомов, связанных с гипотетическим скрытым фактором, обеспечивают тесты. ТЕСТ в психодиагностике - это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый - носитель предполагаемого скрытого фактора. Более строгое определение: тест - объективное и стандартизированное измерение выборки поведения.

Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора (здесь, для большей ясности, имеется в виду самая простая схема подсчета тестового балла).

За внешней простотой научных тестов скрывается большая исследовательская работа по их разработке и апробации. Относится к методам диагностики, для которых, в отличие от методов исследования, характерен акцент на измерение (т.е. численное представление) некоторой психологической переменной. Процедура тестирования может проводиться в форме опроса, наблюдения или эксперимента.

К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований. Это:

1. Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

2. Простота формулировок и однозначность тестовых заданий – в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.

3. Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.

4. Наличие тестовых норм для данного теста –репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т.е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.

Норма теста – средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально – демографических характеристик. Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований. Такими требованиями являются

1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.

Есть несколько разновидностей валидности. Валидность теоретическая, эмпирическая, внутренняя, внешняя.

Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.

2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей. Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:

Путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми

Путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.

3. Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.

4. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.

2. Классификации психодиагностических методов по Й. Шванцаре; В.К. Гайде, В.П. Захарову; А.А. Бодалеву, В.В. Столину

Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.

1. Классификации методов по Й.Шванцаре.

Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

1. по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.);

2. по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);

3. тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;

4. по психической активности испытуемых:

· интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;

· экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);

· проективные. Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;

· исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову.

1. по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;

2. по назначению:

· общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);

· тесты профессиональной пригодности;

· тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);

· тесты достижений;

3. по материалу, которым оперирует испытуемый:

· бланковые;

· предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);

· аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);

4. по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;

5. по форме ответа: устные и письменные;

6. по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;

7. по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);

8. По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);

9. по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;

10. по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;

11. по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

3. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину

1. по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:

· объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);

· стандартизованные самоотчеты:

· тесты-опросники, открытые опросники

· шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация

· индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток

· проективные техники

· диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);

2. по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедурупроведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных до полюса диалогических.



Заключение

Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Существует насколько классификаций методов психодиагностики. Однако ведущим основанием методической классификации психодиагностических методик является мера «объективности-субъективности», которой обладают ее результаты. В случае объективных методик влияние исполнителя (психолога-диагноста) на результаты минимально. В случае субъективных методик результаты, напротив, зависят от опыта и интуиции исполнителя. При проведении объективных и субъективных методик от исполнителя требуется выполнять совершенно различные технологические операции. Поэтому данная классификация называется «операциональной».

Не существует жесткой границы между двумя классами – объективными и субъективными методиками. Между крайними вариантами существует ряд промежуточных вариантов методик, обладающих и определенными признаками объективности, и определенными признаками субъективности.

Список используемой литературы:

1. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов н/Д: Феникс», 2003

2. Шевандрин Н.И.введение в психодиагностику личности Ростов н/Д, 1996

3.Абрамова Г.С. Практическая психология:учебник для студентов вузов – 4-е изд., перераб. И доп.- Екатеринбург, 1999

4.Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. – М. : Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13.

5.Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика / Под ред. В.В.Столина, А.Г.Шмелева. – М. : Изд-во МГУ, 1984. С. 16-17.

6. Электронная библиотека Гумер.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.