Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Проблемы развития логического мышления у младших школьников. Упражнения на развитие логического мышления дошкольников

Проблемы развития логического мышления у младших школьников. Упражнения на развитие логического мышления дошкольников

Доброго времени суток, дорогие друзья! А вы помните, на какие оценки вы в школе учились? Я помню. У меня в аттестате нет троек. Но в течении любого года обучения были тройки, двойки и даже колы иногда случались. Вот я думаю, в кого это Александра, моя дочь, такая? Отличница, на доске почета висит! Видимо те дополнительные упражнения, которые мы с ней делаем, приносят свои плоды.

План урока:

Упражнение 1. Соединяем несоединимое

Очень интересное упражнение! Полезное не только для детей, но и для взрослых. Это упражнение в качестве теста применяется на кастингах радиоведущих. Представьте себе, приходите вы на кастинг, а вам говорят: «А ну-ка, дружок, соедини-ка нам курицу со столбом». На полном серьезе, так и говорят!

Смысл именно в этом, нужно соединить два абсолютно не связанных друг с другом понятия. Радиоведущим это нужно для того, чтобы во время прямых эфиров быстро, красиво составлять подводки к песням, для легких переходов от одной темы к другой.

Ну а детишкам подойдет для развития креативного, творческого, быстрого мышления.

Так как же все-таки курицу со столбом соединить? Вариантов много:

  1. Курица ходит вокруг столба.
  2. Курица была слепая, шла и врезалась в столб.
  3. Курица была сильная, ударила по столбу, а он упал.
  4. Столб упал прямо на курицу.

Хотите потренироваться? Хорошо. Соедините:

  • ромашку с молоком;
  • наушники с медузой;
  • сапоги с луной.

Упражнение 2. Словоразбиватели

Если в предыдущем упражнении мы соединяли, то в этом будем разбивать, одно длинное слово на много коротких, состоящих из букв большого слова. По правилам если буква встречается в длинном слове 1 раз, то повторять в коротких словах дважды ее нельзя.

Например, слово «выключатель» разбивается на:

  • тюль;
  • ключ;
  • клюв.

Я больше не вижу вариантов, а вы?

Можно разбивать любые длинные слова, например, «праздник», «картина», «полотенце», «полярник».

Упражнение 3. Ребусы

Разгадывание ребусов помогает мыслить нестандартно, творчески. Учит ребенка анализировать.

В ребусах могут присутствовать изображения, буквы, цифры, запятые, дроби, размещенные в самом разном порядке. Давайте попробуем вместе решить несколько простых ребусов.

  1. На первом мы видим слог «БА» и «бочку». Соединим: БА + Бочка = Бабочка.
  2. На втором принцип тот же: Баран + КА = Баранка.
  3. Третий посложнее. Нарисован рак, а рядом «а = у». Значит в слове рак, букву «а» нужно заменить на букву «у», получим «рук». К этому прибавим еще одну «а»: рук + а = рука.
  4. Четвертый ребус с запятой. Так как первой стоит буква «А», то слово-отгадка на нее начинается. Далее видим «кулак», после картинки запятая, значит от слова «кулак» нужно отнять последнюю букву. Получим «кула». Теперь объединяем все вместе: А + кула = акула.
  5. Пятый ребус только на первый взгляд сложный. Нужно убрать букву «и» из слова «пила», а слово «кот» прочитать задом наперед. В результате получаем: пла + ток = платок.
  6. Шестой, полностью буквенный ребус. С первой и последней буквами все понятно, а что с серединкой? Мы видим букву «о», нарисованную в буке «т», так и скажем «в т о». Соединяем: А + ВТО + Р = АВТОР.

Потренировались? Теперь попробуйте решить ребус самостоятельно.

Своими вариантами ответов можно делиться в комментариях. Много всяких ребусов найдете в детских журналах и .

Упражнение 4. Анаграммы

Можно ли апельсин превратить в спаниеля и наоборот? «Легко!» — ответят любители анаграмм. Даже волшебная палочка не понадобится.

Анаграмма- литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова (или словосочетания), что в результате даёт другое слово или словосочетание.

Так же легко сон превращается в нос, кот в ток, а липа в пилу.

Ну что, попробуем? Давайте сделаем так, чтобы:

  • «карета» улетела к звездам;
  • «слово» выросло на голове;
  • «шнурок» научился летать;
  • «атлас» стал съедобным;
  • «насос» поселился в лесу;
  • «соринка» стала прозрачной;
  • «валик» положили на стол перед обедом;
  • «плюшка» научилась плавать;
  • «ромашка» крутилась у фонаря летними вечерами;
  • «парк» не мог прожить без воды.

Упражнение 5. Логические задачи

Чем больше логических задачек вы решаете, тем крепче становится ваше мышление. Ведь не даром говорят, что математика – это гимнастика для ума. Действительно, при решении некоторых из них, прямо чувствуешь, как мозг шевелится.

Начнем с тех, что попроще:

  1. Коля и Вася решали задачки. Один мальчик решал у доски, а другой за партой. Где решал задачки Вася, если Коля не решал у доски?
  2. Три стареньких бабушки живут в одном подъезде, на третьем, пятом и седьмом этажах. Кто на каком этаже живет, если бабушка Нина, живет выше бабушки Вали, а бабушка Галя, ниже бабушки Вали?
  3. Юра, Игорь, Паша и Артем пришли к финишу в первой четверке на соревнованиях по бегу. Кто какое место занял? Известно, что Юра прибежал не первым и не четвертым, Игорь прибежал следом за победителем, а Паша не был последним.

А следующие три задачи Сашуля принесла с математической олимпиады. Это задачи для третьего класса.

«Садовод посадил 8 саженцев. Из всех, кроме четырех выросли грушевые деревья. На всех грушевых деревьях, кроме двух растут груши. Груши со всех плодоносящих грушевых деревьев, кроме одного невкусные. На скольких грушевых деревьях вкусные груши?»

«Вася, Петя, Ваня носят галстуки только одного цвета: зеленого, желтого и голубого. Вася сказал: «Петя не любит желтый цвет». Петя сказал: «Ваня носит голубой галстук». Ваня сказал: «Вы оба обманываете». Кто какой цвет предпочитает, если Ваня никогда не врет?»

А теперь внимание! Задача повышенной сложности! «На засыпку», как говорится. Я ее не смогла решить. Долго мучилась, а потом подглядела в ответы. Она тоже с олимпиады.

«Путешественнику нужно пересечь пустыню. Переход длится шесть дней. Путешественник и носильщик, который будет его сопровождать, могут взять с собой запас воды и еды для одного человека на четыре дня каждый. Сколько носильщиков потребуется путешественнику для воплощения в жизнь своего замысла? Укажите наименьшее число».

Если на какой-нибудь задачке все-таки засыпетесь, то обращайтесь, помогу)

Упражнение 6. Спичечные головоломки

Спички детям не игрушка! А средство для тренировки мышления. В целях безопасности предлагаю заменить спички на счетные палочки.

Из таких простых маленьких палочек получаются очень сложные головоломки.

Для начала разомнемся:

  • сложите из пяти палочек два одинаковых треугольника;
  • из семи палочек два одинаковых квадрата;
  • уберите три палочки, чтобы получилось три одинаковых квадратика (смотрите картинку ниже).

Теперь посложнее:

Переложите три палочки так, чтобы стрела полетела в обратную сторону.

Рыбку тоже нужно развернуть в другую сторону, переложив при этом всего три палочки.

Переложив всего три палочки достаньте клубничку из бокала.

Уберите две палочки, чтобы получилось два равносторонних треугольника.

Ответы можно подглядеть в конце статьи.

Упражнение 7. Правда и ложь

А теперь поработаем Шерлоком Холмсом! Будем искать истину и обнаруживать ложь.

Покажите ребенку две картинки, на одной из которых изобразите квадрат и треугольник, а на другой круг и многоугольник.

И теперь предложите карточки со следующими высказываниями:

  • некоторые фигуры на карточке треугольники;
  • на карточке нет треугольников;
  • на карточке есть круги;
  • некоторые фигуры на карточке квадраты;
  • все фигуры на карточке треугольники;
  • на карточке нет многоугольников;
  • на карточке нет ни одного прямоугольника.

Задача — определить, ложны эти высказывания или истинны для каждой картинки с фигурами.

Подобное упражнение можно проводить не только с геометрическими фигурами, а и с изображениями животных. Например, поместить на картинку кошку, лису и белку.

Высказывания могут быть следующими:

  • все эти животные хищники;
  • на картинке присутствуют домашние животные;
  • все животные на картинке могут лазать по деревьям;
  • у всех животных есть мех.

Картинки и высказывания к ним можно подбирать самостоятельно.

Упражнение 8. Инструкция

Нас окружают самые разные предметы. Мы ими пользуемся. Порой на инструкции, которые к этим предметам прилагаются, мы не обращаем никакого внимания. А бывает и так, что на какие-то очень нужные предметы инструкций просто нет. Давайте исправим это недоразумение! Напишем инструкции сами.

Возьмем, например, расческу. Да, да, обычную расческу! Вот что получилось у нас с Александрой.

Итак, инструкция по использованию расчески.

  1. Расческа – это приспособление для придания волосам гладкости и шелковистости, сделанное из пластмассы.
  2. Применять расческу следует при повышенной лохматости и кучерявости.
  3. Для того чтобы начать расчесываться подойдите к расческе, аккуратно возьмите ее в руку.
  4. Встаньте перед зеркалом, улыбнитесь, поднесите расческу к корням волос.
  5. Теперь медленно ведите расческу вниз, к кончикам волос.
  6. Если на пути расчески встречаются препятствия в виде узелков, то проведите по ним расческой несколько раз со слабым нажимом, при этом можно слегка вскрикивать.
  7. Обработке расческой подлежит каждая прядь волос.
  8. Расчесывание можно считать оконченным, когда расческа на пути не встретит ни одного узелка.
  9. После окончания расчесывания необходимо сполоснуть расческу водой, положить на специально отведенное для нее место.
  10. Если у расчески отломился зубчик, нужно выбросить его в мусорную корзинку.
  11. Если у расчески обломились все зубчики, отправьте ее следом за зубчиком.

Попробуйте написать инструкцию для кастрюли, или тапочек, или футляра для очков. Будет интересно!

Упражнение 9. Составляем рассказ

Рассказы можно составлять разными способами, например, по картинке или на заданную тему. Это, кстати, поможет . А я предлагаю вам попробовать составить рассказ, опираясь на слова, которые обязательно в этом рассказе должны присутствовать.

Как всегда пример.

Даны слова: Ольга Николаевна, пудель, блёстки, репа, зарплата, седина, замок, наводнение, клен, песня.

Вот что получилось у Саши.

Ольга Николаевна шла по улице. На поводке она вела своего пуделя Артемона, пудель был весь блестящий. Вчера он сломал замок на шкафчике, добрался до коробочки с блестками и высыпал их на себя. А еще Артемон перегрыз трубу в ванной и устроил настоящее наводнение. Когда Ольга Николаевна пришла домой с работы и увидела все это, в ее волосах появилась седина. А сейчас они шли за репой, так как репа успокаивает нервы. А репа была дорогая, стоила пол-зарплаты. Перед тем как войти в магазин Ольга Николаевна привязала пуделя к клену и, напевая песню, зашла внутрь.

А теперь попробуйте сами! Вот вам три набора слов:

  1. Доктор, светофор, наушники, лампа, мышь, журнал, рама, экзамен, дворник, скрепка.
  2. Первоклассница, лето, заяц, кнопка, промежуток, костер, липучка, берег, самолет, рука.
  3. Константин, прыжок, самовар, зеркало, скорость, печаль, подножка, шар, список, театр.

Упражнение 10. Наведем порядок

Сыщиками мы уже поработали. Теперь предлагаю поработать полицейскими. Дело в том, что слова в известных пословицах и поговорках нарушили порядок. С нарушителями порядка будем бороться. Попробуйте расставить слова так, как им и положено стоять.

  1. Еды, приходит, время, во, аппетит.
  2. Вытащишь, не, труда, из, рыбку, пруда, без.
  3. Отмерь, раз, а, раз, семь, отрежь, один.
  4. И, кататься, саночки, любишь, возить, люби.
  5. Ждут, не, семеро, одного.
  6. Слово, кошке, и, приятно, доброе.
  7. Сто, а, рублей, имей, не, имей, друзей, сто.
  8. Падает, не, яблони, далеко, яблоко, от.
  9. Течет, камень, не, вода, лежачий, под.
  10. Осени, считают, по, цыплят.

Хочу уточнить. Мы не занимаемся этим специально. То есть не бывает такого, чтобы я сказала: «Давай, Александра, садись-ка за стол, будем мышление развивать!» Нет. Все это между делом, если идем куда-нибудь, едем, перед сном вместо книжек. Заниматься очень интересно, так что заставлять никого не приходится.

Ну а теперь обещанные ответы на спичечные головоломки!

Ответы на головоломки

Про два треугольника из пяти спичек.

Про два квадратика из семи.

Получаем три квадрата.

Разворачиваем стрелу (следите за цветом палочек).

Поворачиваем рыбку.

И про два равносторонних треугольника.

А еще недавно обнаружила в интернете это видео. На нем совсем другие упражнения. Мы попробовали, пока получается с трудом. Что ж, будем тренироваться. Посмотрите, может и вам пригодится?

Дерзайте! Занимайтесь! Развивайтесь вместе со своими детьми. Попробуйте эти «золотые» упражнения. Результатами похвастайтесь в комментариях!

Благодарю вас за внимание!

И жду в гости снова! Здесь вам всегда рады!

Аннотация. В статье освещается психолого-педагогический аспект проблем развития логического мышления учащихся начальных классов. Влияние инновационных педагогических технологии на процесс обучения младших школьников. Выводы экспериментальной работы по развитию логического мышления.
Ключевые слова: исследование, инновационные технологии, показатели развития логического мышления

Цель данной работы заключается в изучении развития логического мышления младших школьников на уроках математики.

Объектом исследования является

Предмет исследования: развитие логического мышления младших школьников на уроках математики.

Гипотеза - предполагается, что процесс развития логического мышления у младших школьников, будет эффективнее, если:

На внеклассных мероприятиях по математике в начальной школе будут применяться инновационные технологии;

инновационные технологии будут являться основным средством при изучении нового материала, закреплении пройденного и проверке знаний.

База эксперимента: 3 и 4 -е классы средней общеобразовательной школы №13 города Альметьевск, Республики Татарстан.

Введение

Актуальность исследования. Развитие логического мышления у младших школьников является необходимым этапом их психологического развития, а также наиболее комфортной их адаптации в современном обществе.Таким образом, актуальность данного исследования заключается в необходимости совершенствования различных методик обучения младших школьников, направленных на развитие их логического мышления.Изучением онтогенеза интеллектуальных процессов и, в частности, процессов логического мышления занимались такие известные психологи, как В. Крутецкий, Н. Лукин, А. Лурия, Ж. Пиаже, С. Рубинштейн, Д. Фельдштейн и другие. Исследования данных ученых легли в основу психолого-педагогических концепций развивающего обучения (В. Давыдов, Л. Занков, Е. Кабанова-Меллер, Н. Поспелов), центральной идеей которого является развитие умственных способностей учащегося как субъекта учебной деятельности.Вопрос о применимости и целесообразности использования инновационных технологий для развития логического мышления у младших школьников до сих пор остается открытым. И связано это, прежде всего, с ростом и совершенствованием научно-технической базы, применяемой в педагогической отрасли. Значительный взнос в разработку методологии и теории понятия педагогической инновационной технологии сделан современными педагогами: В. Беспалько, Г. Бургиным, В. Журавлевым, В. Загвязинским, Г. Клариным, Б. Лихачевым, В. Монаховым, П. Пидкасистым, Г. Селевко, Н. Юсуфбековым.

Теоретические основы развития логического мышления при помощи инновационных технологий

Психолого-педагогический аспект проблем развития логического мышления учащихся начальных классов

Проблема логического мышления учащихся в педагогике изучалась еще классиками педагогики (Я. Коменский, И. Песталоцци, К. Ушинский), но особенно интенсивно ее исследование началось с 50-х годов 20 века, чему послужило опубликование методического письма «Развитие логического мышления в процессе обучения в начальной школе», составленное Институтом методов обучения АПН РСФСР. В этом документе перед педагогической наукой и практикой были сформулированы следующие задачи: а) развивать логическое мышление учащихся в процессе обучения их общеобразовательным предметам, б) объяснять учащимся значение и сущность логических знаний и умений, в) определить пути и средства осуществления выше намеченных задач.Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.В младшем школьном возрасте мышление претерпевает существенные изменения. Оно приобретает абстрактный и обобщённый характер. Такие исследователи как П. Гальперин и В. Давыдов также отмечали факты путаницы детьми величины и количества (младшему школьнику показывают 4 маленьких кружка и 2 больших и спрашивают, где больше, ребёнок указывает на 2 больших) Другие ученые (Л. Выготский и А. Лурия) отмечали, что речь выступает для ребёнка младшего школьного возраста как стекло, через которое видно что-то, но самого стекла (слова) не видно. Проблемой развития логического мышления учащихся занимались многие зарубежные и отечественные учёные. Учёные И. Лернер, И. Никольская, Н. Партиев, Н. Подгорецкая, А. Столяр, Н. Талызина, теоретически и экспериментально доказали, что школа не обеспечивает выпускникам начальной школы необходимый уровень логической грамотности Таким образом, можно заметить, что вопрос развития логического мышления младших школьников довольно остро стоит перед задачами начальной школой. И прежде чем дать определение «логическому мышлению», нужно ответить на вопросы, что такое «логика» и «мышление» в частности. Для удобства был составлен конент-анализ определений В младшем школьном возрасте именно мышление становится доминирующей функцией. В зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления: предметно-действенное (наглядно-действенное); наглядно-образное; абстрактное (словесно-логическое).

Возрастные особенности младших школьников

Если говорить об особенностях познавательной и учебной деятельности младшего школьника, то можно выделить такие компоненты: восприятие; память; воспроизведение; внимание (переключение); воображение; мышление (сравнение, абстракция, обобщение); речь.

Воспроизведение - трудная для младшего школьника деятельность, требующая постановки цели, включения процессов мышления, самоконтроля.

Несовершенно у младших школьников и такое важное свойство внимания, как переключение.Абстракция младшего школьника отличается тем, что за существенные признаки принимаются внешние, яркие. Дети легче абстрагируют свойства предметов, чем связи и отношения.Обобщение в начальных классах характеризуется осознанием только некоторых признаков, так как ученик еще не может проникнуть в сущность предмета. И наконец, умозаключение совершается им на основе знания общетеоретических понятий.Дедуктивное умозаключение труднее дается младшему школьнику, чем индуктивное. В младшем школьном возрасте происходит осознание детьми собственных мыслительных операций, что помогает им осуществлять самоконтроль в процессе познания. В процессе обучения развиваются и качества ума: самостоятельность, гибкость, критичность.

Г. Цукерма выделяет четыре группы младших школьников, по-разному включенных в учебную деятельность: «группа прорыва», «резерв группы прорыва», «трудолюбивые» и «не проявившие себя».

Влияние инновационных педагогических технологии на процесс обучения младших школьников

Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации.

Педагогическая инновация - это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статута учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии:информационно-коммуникационные технологии в предметном обучении;личностно-ориентированные технологии в преподавании предмета;информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников;мониторинг интеллектуального развития;воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика;дидактические технологии как условие развития учебного процесса;психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.

Существует еще одна классификация педагогических инновационных технологий, которая применяется в обучении детей. К таким инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии.

Педагогические условия развития логического мышления младших школьников

Нашим педагогическим коллективом были сформированы педагогические условия развития логического мышления с использованием инновационных технологий.

Практикуя организацию и проведение нестандартных уроков, можно сделать вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, развивают активность, самостоятельность, личную инициативу и творческие способности учащихся.

Применение инновационных технологий в обучении математике объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются “субъект-субъективные” отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность

Результаты диагностического этапа по определению уровня развитости логического мышления у младших школьников

Выявили критерии, показатели, уровни развития логического мышления учащихся начальных классов при помощи компьютерных средств.

Определили уровень умения применять логические действия на практике.

В рамках теоретического и деятельностного критериев для определения способности учащихся начальных классов понимать учебную задачу и определения уровня развития умения младших школьников планировать свои действия, использовалась методика «Логические задачи»

Анализируя работы, полученные в ходе констатирующего эксперимента необходимо отметить, что у детей была выражена неуверенность в умении решать задачи. Это выражалось тем, что дети постоянно спрашивали правильно ли они решили ту или иную задачу. Остальные дети активно участвовали в тестировании с выраженной заинтересованностью и уверенностью в своих действиях.

Для определения уровня развития умения планировать свои действия был взят тест «Логические задачи».

По результатам тестирования была составлена таблица, отражающая способность класса планировать свои действия. В среднем уровень развития планирования своих действий в двух случаях удовлетворителен.

В рамках практического критерия для определения уровня применения простых логических действий на практике была задействована методика «Подумай-ка!», в которой предлагается 5 задач математического и бытового характера. Данная методика отражает ряд показателей: применение простых логических действий в математике; применения логических навыков в быту; умение решать задачи, требующие логических действий

По результатам тестирования видно, что у младших школьников достаточно развито логическое мышление, однако применять на практике логические действия могут не все. Большая часть класса находятся на нижнем уровне, что говорит о не умении решать подобные задачи.

Исходя из анализа теста была составлена таблица, в которой был помещен результат ответов в процентном соотношении.

Общие результаты исходного уровня логического мышления были следующими: учащихся мало владеют логическими действиями, неспособны выделять учебную задачу и применять свои знания в практике. Тем не менее, проявляют желание в развитии своих логических навыков, учащиеся среднего уровня уложились во время выполнения задания, большая часть задач была решена правильно. Дети этого уровня могут выделять учебную задачу, стараются планировать свои действия, однако применять на практике общие логические операции не могут. Выражено интерес к дальнейшему развитию. Высокий уровень логического мышления подразумевает под собой полное владение и применение основными логическими действиями, характерные для детей начальных классов. То есть, дети этого уровня без особого труда выделяют учебную задачу, планируют свои действия, применяя свои знания на практике. Также они стремятся к дальнейшему развитию своих способностей. Как правило у таких учащихся имеется интерес к точным наукам таким как математика, физика и информатика.

Сравнительные результаты уровня развития логического мышления младших школьников.

Исходя из результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что логическое мышления учащихся находится ниже среднего уровня и нуждается в совершенствовании и коррекционной работе. Поэтому были разработаны задания для реализации психолого-педагогических условий развития логического мышления младших школьников.

Были разработаны внеклассные мероприятия направленные, прежде всего, на развитие основных умений учебной деятельности. А именно:выделять и удерживать учебную задачу; самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач; адекватно оценивать и контролировать себя и свою деятельность; владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности; использовать законы логического мышления; владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретическими.

Для реализации первого педагогического условия, а именно, использование инновационных технологий на внеклассных мероприятиях, были разработаны конспекты уроков для детей третьих- четвертых классов.

Для реализации второго педагогического условия - использование ИКТ при изучении нового материала, закреплении пройденного и проверки знаний, использовался компьютерный комплекс игр «Мир Информатики». Из него были выбраны задания, направленные на развития логического мышления.

Результат таких методик, как «Волшебные квадраты» , «Логические задачи» показал, что дети стали лучше владеть логическими операциями и применять их на практике. Большинство детей из класса показало высокий уровень знаний на уроках математики и русского языка; повысили свой интеллектуальный уровень и научились выделять учебные задачи; научились планировать и организовывать свою деятельность.

  1. Бондаренко С. Учите детей сравнивать/ Бондаренко С./ Педагогика и психология. - 1981. - №9. - С.16-19.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь / Выготский Л. С. - М: АСТ, 2005. - 672 с.
  3. Гальперин П. Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления / Гальперин П. Я./ Вопросы психологии. - 1966. - № 4. - С. 129-134.
  4. Гамезо М., Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов/ Гамезо М., Петрова Е., Орлова Л. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - С. 122 - 134
  5. Егорова Т. Логическое и образное в познавательной деятельности младших школьников / Егорова Т. / Начальная школа. - 2000. - № 4. - С. 66 - 68.
  6. Инновационные технологии в начальной школе [Электронный ресурс]. / Ясавеева Д. М.// Система развивающего обучения - Режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/teacher/page=2/category=115/article=1072/
  7. Инновационные технологии в работе учителей начальных классов [Электронный ресурс]. / Попова Г. М. // Областной институт повышения квалификации педагогических работников - Режим доступа: http://comity.edu-eao.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=681&Itemid=59
  8. Калошина И.П. О формировании логических приемов мышления / Калошина И.П., Харичева Г.И. / Советская педагогика. - 1975. - № 4. - С. 97 - 104.
Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ перехода от абстрактного к конкретному.

Как показывает опыт, в школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Как никакой другой предмет математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления.

«Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой - дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека. Чему можно научить ребенка при обучении математике? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать. Высказывать догадки, проверять. Правильные ли они; наблюдать, обобщать и делать выводы .

В принципе в учебниках математики достаточно четко прослеживается линия на развитие познавательных интересов учащихся: в них есть упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти, а также задания развивающего характера, задания логического характера, задания, требующие применение знаний в новых условиях. Такие задания должны включаться в занятия в определенной системе через использование метода индуктивного рассуждения, вести учащихся к цели. Необходимо учить детей подмечать закономерности, сходство и различие начиная с простых упражнений, постепенно усложняя их.

Необходимо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.
Значительное место вопросу обучения младших школьников логическим задачам уделял в своих работах известный отечественный педагог В. Сухомлинский. Суть его рассуждений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путем выявлял особенности мышления детей. О работе в этом направлении он так пишет в своей книге «Сердце отдаю детям»: В окружающем мире - тысячи задач. Их придумал народ, они живут в народном творчестве как рассказы-загадки.

Вот одна из задач, что дети решали в школе Сухомлинского: С одного берега на другой надо перевезти волка, козу и капусту. Одновременно нельзя ни перевозить, ни оставлять вместе на берегу волка и козу, козу и капусту. Можно перевозить только волка с капустой или же каждого пассажира отдельно. Можно делать сколько угодно рейсов. Как перевезти волка, козу и капусту, чтобы все обошлось благополучно?

В работе по развитию логического мышления нужно использовать также систему нетрадиционных заданий, упражнений, игр. Они направлены на развитие практически всех мыслительных операций. Их можно с успехом применять на уроках, рекомендовать использовать их родителям во время занятий с детьми. Тем более, что нетрадиционные задания, упражнения, игры в настоящее время не являются дефицитом. Огромное количество печатной продукции, видео продукции, всевозможных игр – все это можно, выборочно с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся использовать в учебной, внеклассной работе и соответственно в семье.

Но развитие логического мышления невозможно в принципе без знаний особенностей психологии младшего школьного возраста. Все это необходимо для того, чтобы ребенок успешно закончил младшие классы, успешно учился в среднем звене школы, т.е. необходимо помочь ему в развитии его психических процессов, становлении психических функций, которые способствуют:

    формированию способности к саморегуляции;

    формированию теоретического мышления;

    формируется интерес к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний.

    внимание становится произвольным;

    происходит осознание своего личного отношения к миру;

    «память становится мыслящей»;

    «восприятие становится думающим»;

    изменяется содержание внутренней позиции детей;

    изменяется характер самооценки;

    складывается характер;

Учитывая все это нужно начинать обучение логическим действиям с формирования

соответствующих элементарных умений.

В качестве заданий развивающих логическое мышление на уроках математики – это задания на:

Выделение признаков предметов

    Узнавание предметов по заданным признакам

    Формирование способности выделять существенные признаки предметов

    Сравнение двух или более предметов

    Классификация предметов и явлений.

    Упражнения, направленные на формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию

    Геометрическое лото.

8.Развитию логического мышления способствуют задания, которые можно назвать «Ошибки - невидимки».

9.Логические задачи.

Большинство элементов развития логического мышления носят игровой смысл, но не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали игр или сказок, так как игра не должна являться самоцелью, а обязательно должна быть подчинена тем конкретным учебно-воспитательным задачам, которые решаются на уроке и во внеурочное время.

Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Развитие мышления влияет и на воспитанность ребенка, развиваются положительные черты характера, потребность к развитию своих хороших качеств, работоспособность, планирование деятельности, самоконтроль и убежденность, любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать. Все это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребенка. Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает психологические перегрузки в учении, сохраняет здоровье ребенка.

Задачи, упражнения, задания на развитие логического мышления

I. Выделение признаков предметов:

1. Назовите признаки треугольника, квадрата, пятиугольника.

2.Из каких цифр состоит число: 27?

3. Назовите какие-нибудь три признака этой фигуры.

4.С какой цифры начинаются числа:14,18,25,46,37,56?

5.Какую форму имеет фигура?

6.Укажите признаки чисел: 2,24,241

II. Узнавание предметов по заданным признакам

1.Какой предмет обладает одновременно следующими признаками:

а) имеет 4 стороны и 4 угла;

б) имеет 3 стороны и 3 угла.

2.Сколько у фигуры вершин, из скольких отрезков она состоит? Как

называется эта фигура?

3.Какие числа пропущены в следующих примерах?

а)12+12:2=18

б)12+12:3=16

в)12+12: …=…

III. Формирование способности выделять существенные признаки предметов

1.Треугольник (углы, стороны, чертеж, фанера, картон, площадь)

Ответ: (Углы, стороны).

2.Куб (углы, чертеж, камень, сторона)

Ответ: (углы, сторона)

IV. Сравнение двух или более предметов

1.Чем похожи числа?

а)7 и 71 б)77 и 17 в)31 и 38 г)24 и 624 д)3 и 13 д)84 и 754

2.Чем отличается треугольник от четырехугольника?

3.Найдите общие признаки у следующих чисел:

а)5 и 15 б)12 и 21 в)20 и 10 г)333 и 444 д)8 и 18 е)536 и 36

4.Прочитайте числа каждой пары. Чем похожи они и чем отличаются?

а)5 и 50 б)17 и 170 в)201 и 2010 г)6 и 600 д)42 и 420 е)13 и 31

V. Классификация предметов и явлений.

1.Дан набор квадратиков – черных и белых, больших и маленьких.

Разложить квадраты на такие группы:

а) большие и белые квадраты;

б) маленькие и черные квадраты;

в) большие и черные квадраты;

г) маленькие и белые квадраты.

2.Даны кружки: большие и маленькие, черные и белые. Они разделены на 2 группы:

По какому признаку разделены кружки:

а) по цвету;

б) по величине

в) по цвету и величине (правильный ответ).

VI . Упражнения, направленные на формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию

1.Раздели на 2 группы следующие числа:

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

Четные числа______________

Нечетные числа____________

К какой группе отнесешь числа: 16,31,42,18,37?

2.Раздели на 2 группы следующие числа:

2,13,3,43,6,55,18,7,9,31

однозначные числа____________

двузначные числа______________

3.Назови группы чисел одним словом:

а)2,4,6,8 – это ________________

б)1,3,5,7,9 – это ______________

4.Школьникам дается набор карточек.

Задания: разложить карточки на следующие группы:

а) по форме

б) по количеству предметов

VII . Геометрическое лото.

Здесь продолжается работа с детьми, закрепляются их знания, формы, величины и цвета предметов.

Большой наблюдательности требуют от учащихся логические цепочки, которые нужно продолжить вправо и влево, если такое возможно. Чтобы выполнить задание, необходимо установить закономерность в записи чисел:

Ответы

……5 7 9…… (1 3 5 7 9 11 13)

..5 6 9 10….. (1 2 5 6 9 10 13 14)

..21 17 13….. (29 25 21 17 13 9 51)

6 12 18………. (6 12 18 24 30 36..)

..6 12 24…… (36 12 24 48 96…)

0 1 4 5 8 9…….. (014589 12 13 16 17)

0 1 4 9 16……… (0149 16 25 36 49..)

Интересная игра «Лишнее число».

Даны числа: 1,10,6 Какое из них лишнее?

Лишним может быть 1 (нечетное)

Лишним может быть 10 (двузначное)

Лишним может быть 6 (1 и 10 использована 1)

Даны числа:6,18,81 Какое число лишнее?

Сравнение можно провести по четности, нечетности, однозначности, двузначности, участие цифр 1 и 8 в написании. Но кроме того их можно сравнить и по наличию одинаковых делителей.

Сравнивать можно и математические выражения:

3+4

1+6

Что общего?

На первый взгляд ничего общего, кроме знака действий, но первые слагаемые меньше вторых,первые слагаемые – нечетные, а вторые четные. Да и сумма одинаковая.

VIII . Развитию логического мышления способствуют задания, которые можно назвать «Ошибки - невидимки».

На доске записывается несколько математических выражений, содержащих явную ошибку. Задача учеников, ничего не стирая и не исправляя, сделать ошибку невидимой. Дети могут дать разные варианты исправления ошибки.

Задания и варианты исправления ошибок:

10 < 10 8=7 6+3=10

10 < 100 15-8=7 6+3=10-1

10 < 10+1 8=7+1 1+6+3=10

12-10 < 10

Представленные задания, игры, упражнения вызывают у детей большой интерес. А ведь именно он должен лежать в основе обучения младшего школьника. Интерес поддерживает высокий уровень познавательной активности, что в свою очередь способствует развитию интеллектуальных способностей ребенка.

Логические задачи позволяют продолжить занятия с детьми по овладению такими понятиями, как слева, справа, выше, ниже, больше, меньше, шире, уже, ближе, дальше и др.

IX .Логические задачи.

Примеры логических задач связанных с математикой способствующих развитию логического мышления:

1.На веревке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку?

2.Чтобы распилить доску на несколько частей, ученик сделал на ней шесть отметок. На сколько частей ученик распилит доску?

3. По улице идут два сына и два отца. Всего три человека. Может ли так быть?

4.Термометр показывает три градуса мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра?

5.Алеша на дорогу в школу тратит 5 минут. Сколько минут он потратит, если пойдет вдвоем с сестрой?

6. Коля ростом выше Андрея, но ниже Сережи. Кто выше Андрей или Сережа?

7.В прямоугольной комнате следует расставить 8 стульев так. Чтобы у каждой стены стояло по 3 стула.

Комплекс интеллектуальных игр для развития логического мышления детей Игровой тренинг мышления полезен всем учащимся, в особенности тем, которые испытывают заметные трудности в выполнении различных видов учебной работы: понимании и осмыслении нового материала, его запоминании и усвоении, установления связей между различными явлениями, выражении своих мыслей в речи. Комплекс интеллектуальных игр позволяет развивать и совершенствовать мышление. В играх используются задания, составленные на основе простого, хорошо знакомого материала.

Игры:

1.«Составление предложений».

Детям предлагается три слова не связанные между собой по смыслу, например: «карандаш», «треугольник», «ученик».

Задание: составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти три слова. По времени отводится примерно 10 минут. Эта игра развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрушенных предметов.

2.«Поиск общих свойств».

Детям предлагаются два слова, мало связанные между собой. За 10 минут они должны написать как можно больше общих признаков для этих объектов.

Например, «ведро», «воздушный шарик». В игре побеждает тот, у кого список общих признаков больше, длиннее. Эта работа необходима для того. Чтобы дети научились вскрывать связи между предметами, а также предельно четко усвоили, что такое существенные и несущественные признаки предметов.

3.«Что лишнее?»

Детям предлагаются любые три слова:

Задание: из предложенных трех слов надо оставить только те два, которые имеют в чем-то сходные свойства, а одно слово – «лишнее», оно не обладает этим общим признаком, поэтому его следует исключить.

Пример: шесть, восемнадцать, восемьдесят один.

4.Эта игра развивает способности описывать свойства, сравнивать по определенным параметрам, устанавливать связи, а также переходить от одних связей к другим. Игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы, а поэтому не следует ограничиваться каким-то одним решением. Решений может быть целое множество. Эта игра,

следовательно, учит мыслить творчески.

5.«Поиск предмета (чисел и т.д.), обладающих сходными свойствами».

Пишется на доске слово. Например: «квадрат». Время на выполнение этого задания

ограничено 5-10 минут.

Задание: необходимо написать как можно больше предметов (чего-либо), являющихся аналогом данного слова и указать по какому именно свойству он имеет сходство с названным. Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства, а также оперировать в отдельности каждым из них, формирует способность классифицировать явления (формы и т.д.) по их признакам.

6.«Поиск предметов с противоположными свойствами».

Например слово «круг».

Задание детям : напиши как можно больше слов, которые противоположны по признакам записанному на доске.

Эта игра формирует способность изучать свойства, знакомит с такой категорией, как противоположность, что очень важно для развития интеллектуальных способностей ребенка.

Министерство обрнауки КЧР, Зеленчукский район

МОУ «СОШ п. Н.Архыз»

Развитие логического мышления у младших школьников

п. Нижний Архыз

I. Значение развития логического мышления у детей.

II. Виды упражнений на развитие логического мышления.

а) «Выдели два слова»

б) «Что лишнее?»

в) «Что у них общего?»

г) «Подбери слова»

III. Межпредметные связи.

IV. Развитие словесно-логической памяти.

а) Задания на определение истинности и ложности суждений;

б) Задания со словами-связками.

V. «Математика – гимнастика ума».

а) Развитие познавательных интересов;

б) Логические задания на уроках математики;

в) «Сравни и сделай вывод»;

г) Логические задачи трех уровней;

д) Нахождение закономерностей;

е) «Продолжи ряд»;

ж) Нестандартные задачи.

VI. А что же в результате?

Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала.

Развивать мышление следует с первых дней жизни ребенка: дома, в детском саду и школе.

Параллельно с развитием мышления у ребенка развивается и речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет выразить ее обобщенно, отделив важное от второстепенного.

Развитие мышления влияет на воспитанность человека. У ребенка развиваются положительные черты характера и потребность в развитии в себе хороших качеств, работоспособность, умение мыслить и доходить до истины самостоятельно, планировать деятельность, а также самоконтроль и убежденность, любовь и интерес к предмету, желание учиться и много знать.

Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в объяснительных записках к учебным программам , об этом пишут в методической литературе для учителей. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся даже старших классов не овладевает начальными приемами логического мышления, а этим приемам необходимо учить младших школьников.

Прежде всего, из урока в урок нужно развивать у ребенка способность к анализу и синтезу. Острота аналитического ума позволяет разобраться в сложных вопросах. Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения сложные ситуации, находить причинные связи между явлениями, овладевать длинной цепью умозаключений, открывать связи между единичными факторами и общими закономерностями. Критическая направленность ума предостерегает от поспешных обобщений и решений. Важно формировать у ребенка продуктивное мышление, т. е. способность к созданию новых идей, умению устанавливать связи между фактами и группами фактов, сопоставлять новый факт с ранее известным.

Психолог отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

Ребенок, начиная обучаться в школе, должен обладать достаточно развитым конкретным мышлением. Чтобы сформировать у него научное понятие, необходимо научить его дифференцированно подходить к признакам предметов. Надо показать, что есть существенные признаки, без наличия которых предмет не может быть подведен под данное понятие. Критерием овладения тем или иным понятием является умение им оперировать. Если учащиеся 1-2 классов отличают, прежде всего, наиболее наглядные внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает) или его назначение (для чего он), то к третьему классу школьники уже больше опираются на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения.

Этому способствуют такие упражнения:

Выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:

Чтение (глаза , тетрадь, книга, карандаш, очки)

Сад (растение, собака, забор, лопата, земля)

Лес (лист, деревья, яблоня, охотник, кустарник)

Что лишнее?

ОНУАИ

135А48

"Что у них общего?"

.
Спросите у ребенка, как одним словом можно назвать то, что вы прочтете.

1. Окунь, карась - …

2. Огурец, помидор - …

3. Шкаф, диван - …

4. Июнь, июль - …

5. Слон, муравей -

Более сложный вариант упражнения содержит только два слова, для которых необходимо найти общее понятие.

"Найди, что общего у следующих слов: а) хлеб и масло (еда)
б) нос и глаза (части лица, органы чувств)
в) яблоко и земляника (плоды)
г) часы и градусник (измерительные приборы)
д) кит и лев (животные)
е) эхо и зеркало (отражение)"

Упражнение. "Подбери слова".

1) "Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты и т. д.)".

2) Другой вариант этого же задания.
"Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу:

мяч мебель
тополь цветок
шкаф насекомые
тарелка дерево
пальто одежда
муравей посуда
щука игрушка
роза рыба"
Подобные задания развивают у ребенка способность выделять родовые и видовые понятия, формируют индуктивное речевое мышление.

Работая над развитием логического мышления, я опираюсь на свою веру в потенциальные возможности детей. Одни ребята могут думать быстро, способны на импровизацию, другие – медлительные. Мы часто торопим ученика с ответом, сердимся, если он медлит. Требуем от ребенка быстроты реакции, а добиваемся часто того, что ученик либо привыкает высказывать поспешные, но необоснованные суждения, либо уходит в себя.

Уже в начальной школе при построении содержания обучения необходимо предусмотреть систему необходимых логических приемов мышления. И хотя логические приемы сформированы при изучении математики, они в дальнейшем могут широко применяться как познавательные готовые средства при усвоении материала других учебных предметов. Следовательно, при отборе логических приемов, которые должны быть сформированы при изучении какого-то предмета, следует учитывать межпредметные связи.

С учетом предметных связей использую следующие задания:

1. Найти неизвестное число:

Селедка Лед

Солистка Лист

72350 ?

Ответ: 3

В словах первого столбика исключены две первые и две последние буквы. Значит и в числе надо соответственно исключить две первые и две последние цифры. Получим число 3.

2. Найти неизвестное число:

Самолет Лом

Скворец Ров

350291 ?

Ответ: 20

Дети замечают, что в словах самолет и скворец исключены по две крайних буквы, а остальные читаются в обратно порядке. Следовательно, исключив по две крайних цифры и переставив остальные, получим число 20.

3. Найти неизвестное число:

Машина 12

Тир 6

Школа?

Ответ: 10

Анализируя слова и числа, замечаем, что в слове машина – 6 букв, а число в 2 раза больше, в слове тир – 3 буквы, число в 2 раза больше, в слове школа – 5 букв, число больше в 2 раза – 10.

4. Найти неизвестное число:

Дерево + земля = 11

Турист х спорт = ?

Ответ: 30

В слове дерево – 6 букв, в слове земля – 5 букв, сложив эти числа, получим число 11. В слове турист – 6 букв, в слове спорт – 5 букв, умножив эти числа, получим число 30.

В связи с относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память. Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Они часто заучивают дословно. Это объясняется тем. Что механическая память развита у них хорошо и младший школьник еще не умеет дифференцировать задачи запоминания (что надо запомнить дословно, а что в общих чертах), ребенок еще плохо владеет речью, ему легче заучивать все, чем воспроизвести своими словами. Дети еще не умеют организовывать смысловые запоминания: не умеют разбивать материал на смысловые группы, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста.

Под влиянием обучения память у детей в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях:

Усиливается роль и удельный вес словесно-логического запоминания (по сравнению с наглядно-образным);

Формируется возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявление (запоминание, воспроизведение, припоминание).

Развитие словесно-логической памяти происходит в результате развития логического мышления.

Задания для определения истинности или ложности суждений

1. На доске два рисунка. На одном изображены обезьяна, кошка,белка, на другом - змея, медведь, мышь. Детям раздаются карточки, на которых написаны различные высказывания:

Все животные, нарисованные на картинке умеют лазать по деревьям.

У всех животных, нарисованных на картинке, есть шерсть.

Ни одно животное, нарисованное на этой картинке, не умеет летать.

У некоторых животных, нарисованных на картинке, есть лапы.

Некоторые животные, нарисованные на картинке, живут в норах.

У всех животных, нарисованных на этой картинке, есть когти.

Некоторые животные, нарисованные на картинке, впадают в спячку.

На этой картинке нет ни одного животного без усов.

Все животные, нарисованные на картинке, - млекопитающие.

Ни одно животное, нарисованное на картинке, не откладывает яйца.

Учащимся нужно определить, для какой картинки высказывание истинно, а для какой ложно.

Можно предложить детям самостоятельно на своих листах напротив каждого высказывания указать номер картинки, для которой это высказывание верно.

Это задание можно усложнить, предложив детям, глядя на эти картинки, придумать свои истинные и ложные высказывания, используя слова: все, некоторые, ни одного.

https://pandia.ru/text/80/116/images/image003_21.gif" width="660" height="144">.gif" width="627" height="120">

Использую на уроках математики специальные задачи и задания направленные на развитие познавательных возможностей и способностей детей. Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений.

Приведу примеры таких задач, ответ на которые необходимо логически обосновать:

1. В коробке лежат 5 карандашей, 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в нее, чтобы среди них был хотя бы один красный карандаш?

2. Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов?

3. Бублик разрезали на 4 части. Сколько сделали разрезов?

4. Четыре мальчика купили 6 тетрадей. Каждому мальчику досталось не меньше одной тетради. Мог ли купить какой-нибудь мальчик три тетради?

Нестандартные задачи ввожу уже в первом классе. Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.

Применение приема классификации на уроках математики позволяет расширять имеющиеся в практике приемы работы, способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности , так как подобная работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы . Например:

Раздели на две группы:

8 – 6 8 – 5 7 – 2 1 + 7 2 + 5

8 – 4 7 – 3 6 – 2 4 + 3 3 + 5

Выпиши все числа, записанные двумя различными цифрами:

22, 56, 80, 66, 74, 47, 88, 31, 94, 44

Но особенно эффективными для развития логического мышления учащихся являются задания, в которых основание для классификации выбирают сами дети.

Система работы по развитию логического мышления учащихся направлена на формирование умственных действий детей. Они учатся выявлять математические закономерности и отношения, выполнять посильные обобщения, учатся делать выводы. Использование на уроках математики опорных схем, таблиц способствует лучшему усвоению материала, побуждает детей активнее мыслить.

В результате систематической работы по развитию логического мышления учебная деятельность учеников активизируется, качество их знаний заметно повышается.

В заключение, хотелось бы посоветовать учителям, работающим над развитием логического мышления у младших школьников, не забывать, что необходимо учитывать уровень возможности ребят вашего класса. Трудности должны быть преодолимы.

Список использованной литературы.

1. , Сиделева в начальных классах: Психолого – педагогическая практика. Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 208 с.

2. , Костромина преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось – 89, 2001. – 272 с.

3. Артёмов А. К., Истомина основы методики обучения математике в начальных классах: Пособие для студентов факультета подготовки учителей начальных классов заочного отделения. - М.:Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК»,1996. – 224 с.

4. Винокурова способности детей: 2 класс . – М.: Росмэн-Пресс, 2002. – 79 с.

5. , Прихожан: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений./ Под ред. . – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.

6. , Костенкова занятия с детьми:

Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого - педагогическая диагностика и консультирование». – М.: В. Секачёв,2001. – 80 с.

8. Истомина. 2 класс: Учебник для четырёхлетней начальной школы. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2000. – 176 с.

Для того чтобы развивать и совершенствовать логическое мышление младших школьников, необходимо создать способствующие этому педагогические условия.

Образование начальной школы должно быть направлено на то, чтобы учитель помог каждому ученику раскрыть свои способности . Это реально в том случае, когда учитель учитывает индивидуальность каждого . Кроме этого, раскрытию потенциала младшего школьника способствует разнообразная образовательная среда .

Рассмотрим педагогические условия , способствующие формированию логического мышление ученика:

  1. Задания на уроках, которые побуждают детей размышлять. Лучше, когда такие задания не только на уроках математики, а и на всех остальных. А некоторые учителя делают логические пятиминутки между уроками.
  2. Общение с учителем и сверстниками — в урочное и неурочное время. Размышляя над ответом, путями решения задачи, ученики предлагают разные варианты решения, а педагог просит их обосновывать и доказывать правильность своего ответа. Таким образом, младшие школьники учатся рассуждать, сопоставлять разнообразные суждения, делать умозаключения.
  3. Хорошо, когда учебный процесс наполнен элементами, где ученик:
    • может сравнивать понятия (предметы, явления),
    • понимать различия между общими признаками и отличительными (частными)
    • выделять существенные и несущественные признаки
    • не брать во внимание несущественные детали
    • анализировать, сравнивать и обобщать.

«Успех полноценного формирования логического мышления младшего школьника зависит от того, насколько комплексно и системно происходит обучение этому».

Начальная школа — наилучший период для целенаправленной работы по активному развитию логического мышления. Помочь сделать этот период продуктивным и результативным могут всевозможные дидактические игры, упражнения, задачи и задания, направленные на:

  • формирование умения самостоятельно мыслить
  • обучение умению делать выводы
  • эффективному использованию полученных знаний в мыслительных операциях
  • поиск характерных признаков в предметах и явлениях, сравнение, группирование, классификацию по определённым признакам, обобщение
  • использование имеющихся знаний в различных ситуациях.

Упражнения и игры на логику

Средства развития логического мышления младшего школьника нужно подбирать с учётом целей, а также ориентируясь на индивидуальные особенности и предпочтения ребёнка

Нестандартные задания, упражнения, игры для развития мыслительных операций полезно применять как на уроках, так и при домашних занятиях с детьми. Сегодня они не являются дефицитом, так как разработано большое количество полиграфической, видео- и мультимедийной продукции, разнообразных игр. Все эти средства можно использовать, подбирая с учётом целей, а также ориентируясь на индивидуальные особенности и предпочтения ребёнка.

Смотрите видео с примером игры для планшета, направленную на развитие логического мышления младших школьников

Упражнения и игры на логическое мышление

  1. «Четвёртый лишний». Упражнение заключается в том, чтобы исклю-чить один предмет, у которого отсутствует некоторый призна-к, общий для остальных трёх (здесь удобно использовать карточки с изображениями).
  2. «Чего не хватает?». Нужно придумать недостающие части рассказа, (начало, середину или конец).
  3. «Не зевай! Продолжай!». Смысл в том, чтобы ученики быстро называли ответы на вопросы.

На уроках чтения:

  • Кто последний тянул репку?
  • Как звали мальчика из «Цветика-семицветика»?
  • Как звали мальчика с длинным носом?
  • Кого победил жених мухи-цокотухи?
  • Кто пугал трёх поросят?

На уроках русского языка:

  • Какое слово содержит три буквы «о»? (трио)
  • Название какого города свидетельствует о том, что он сердитый? (Грозный).
  • Какую страну можно носить на голове? (Панама).
  • Какой гриб растёт под осиной? (Подосиновик)
  • Как можно написать слово «мышеловка» с помощью пяти букв? («Кошка»)

На уроках природоведения:

  • Паук — это насекомое?
  • Вьют ли наши перелётные птицы гнёзда на юге? (Нет).
  • Как называется личинка бабочки?
  • Что ест ёжик зимой? (Ничего, он спит).

На уроках математики:

  • Тройка лошадей пробежала 4 километра. Сколько километров пробежала каждая из лошадей? (по 4 километра).
  • На столе лежало 5 яблок, одно из которых разрезали пополам. Сколько яблок лежит на столе? (5.)
  • Назовите число, в котором три десятка. (30.)
  • Если Люба стоит позади Тамары, то Тамара …(стоит впереди Любы).

«Совет. Для обогащения учебного процесса, а также для домашних занятий используйте логические задачи и загадки, головоломки, ребусы и шарады, много-численные образцы которых вы легко найдёте в разных методических пособиях, а также в интернете».

Задания, активизирующие мозг

Существует множество заданий, активизирующих мозг

Задания на развитие умения анализировать и синтезировать

  1. Соединение элементов воедино:

«Вырежи нужные фигуры из разных предложенных для того, чтобы получился дом, корабль и рыбка».

  1. На поиск разных признаков предмета:

«Назови, сколько сторон, углов и вершин у треугольника?».

«Никита и Егор прыгали в длину. С первой попытки Никита прыгнул на 25 см дальше, чем Егор. Со второй Егор улучшил свой результат на 30 см, а Никита прыгнул так же, как и с первой. Кто прыгнул дальше со второй попытки: Никита или Егор? На сколько? Догадайся!».

  1. На узнавание или составление объекта по определённым признакам:

«Какое число идёт перед числом 7? Какое число стоит после числа 7? За числом 8?».

Задания на умение классифицировать:

«Что общего?»:

1) Борщ, макароны, котлета, компот.

2) Свинья, корова, лошадь, коза.

3) Италия, Франция, Россия, Беларусь.

4) Стул, парта, шкаф, табурет.

«Что лишнее?» — игра, позволяющая находить общие и неодинаковые свойства предметов, сравнивать их, а также объединять их в группы по основному признаку, то есть классифицировать.

«Что объединяет?» — игра, формирующая такие операции логики, как сравнение, обобщение, классификация по переменному признаку.

Например: взять три картинки с изображениями животных: коровы, овцы и волка. Вопрос: «Что объединяет корову и овцу и отличает их от волка?».

Задание на развитие умения сравнивать:

«У Наташи было несколько наклеек. Она подарила 2 наклейки подруге, и у неё осталось 5 наклеек. Сколько наклеек было у Наташи?».

Задания на поиск существенных признаков:

«Назови признак предмета». Например, книга — какая она? Из какого материала она изготовлена? Какого она размера? Какой она толщины? Каково её название? К каким предметам относится?

Полезные игры: «Кто живёт в лесу?», «Кто летает в небе?», «Съедобное — несъедобное».

Задания на сравнение:

Сравнение по цвету.

а) синего цвета б) жёлтого цвета в) белого цвета г) розового цвета.

Сравнение по форме. Нужно назвать побольше предметов:

а) квадратной формы б) круглой формы в) треугольной формы г) овальной.

Сравним 2 предмета:

а) грушу и банан б) малину и клубнику в) санки и телегу г) автомобиль и поезд.

Сравним времена года:

Беседа с учащимися об особенностях времён года. Чтение стихов, сказок, загадок, пословиц, поговорок о временах года. Рисование на тему времён года.

Нестандартные логические задачи

Одним из самых эффективных способов развить логическое мышление в начальной школе является решение нестандартных задач.

«А знаете ли вы, что математике присущ уникальный развивающий эффект? Она стимулирует развитие логическое мышление, самым лучшим способом формируя приёмы мыслительной работы, расширяя интеллектуальные способности ребёнка. Дети учатся рассуждать, замечать закономерности, применять знания в различных сферах, быть более внимательными, наблюдательными».

Кроме математически задач, мозг младших школьников развивают головоломки, разные виды заданий с палочками и спичками (выкладывание фигуры из определённого числа спичек, перенос одной из них с целью получения другой картинки, соеди-нение несколько точек одной линией без отрыва руки).

Задачи со спичками

  1. Нужно составить 2 одинаковых треугольника из 5 спичек.
  2. Нужно сложить 2 одинаковых квадрата из 7 спичек.
  3. Нужно составить 3 одинаковых треугольника из 7 спичек.

Всестороннее развитие мышле-ния обеспечивают также игры-головолом-ки : «Кубик Рубика», «Змейка Рубика», «Пятнашки» и многие другие.

Хорошо развитое логическое мышление поможет ребёнку в учёбе, делая усвоение знаний легче, приятнее и интереснее

Предложенные в данной статье игры, упражнения и задания направлены на развитие логического мышления младших школьников. Если эти задания постепенно усложнять, то результат будет лучше с каждым днём. А гибкое, пластичное мышление и быстрая реакция помогут ребёнку в учёбе, делая усвоение знаний легче, приятнее и интереснее.