Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Традиционные общества современного мира. Современное общество (6 класс) — Гипермаркет знаний. Современные средства связи и коммуникации

Традиционные общества современного мира. Современное общество (6 класс) — Гипермаркет знаний. Современные средства связи и коммуникации

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный
университет

Кафедра политологии и правоведения
Дисциплина: социология

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ
«Традиционные общества в современном мире»

Выполнила ст. гр. 2-А-V

Руководитель к.ф.н., доцент
Л. В. Балтовский

Санкт-Петербург
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание………………………………………………….……..…………….2Введение…………………………………………………………….…...…….....3
Концепции традиционного общества..…..…………….…..………. …………..7
Специфические черты и особенности развития развивающихся стран….…..5
находящихся на
-доиндустриальной стадии производства…………………..……………….…..9
-в процессе вялотекущего втягивания в систему капиталистических отношений……………………………………………...……..…………….…..10
- новых индустриальных стран……………………………..………...……….11
Изменения социально-классовой структуры традиционных обществ в процессе экономического развития.………………………………..……….….13
Концепции модернизации.………………….…….………………….………....15
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы………...…………………………………………..……..….21
Введение.
Неравномерность, присущая развитию человеческой цивилизации вообще, обуславливает и в наше время существование глубоких различийв развитии стран и народов. Если одни страны имеют высокоразвитые производительные силы, другие выходят уверенно на уровень среднеразвитых стран, то в третьих еще только происходит процесс становления современных структур и отношений.
Основополагающие события последних десятилетий, такие, как глобализация, локальная и международная нестабильность, рост фундаментализма в исламском мире,национальный ренессанс (выражающийся во все усиливающемся интересе к самобытным, национальным культурам), создавшаяся в связи с человеческой деятельностью угроза экологической катастрофы делают актуальным вопрос о закономерностях и направленности тенденций мирового социального развития.
Однако значительная их часть может быть сведена к проявлениям такого глобального процесса, как модернизация традиционных обществ,затрагивающего все общества и государства. На наших глазах культуры и цивилизации, на протяжении веков сохранявшие более или менее незыблемые основы своего жизнеустройства, стремительно меняются и приобретают новые черты и качества. Начало этому процессу было положено во время европейской колонизации, когда традиционные общества Азии, Африки и Латинской Америки стали трансформироваться - либоизвне, усилиями самих колонизаторов, либо изнутри, чтобы сохранить свою самостоятельность и противостоять новому и сильному противнику. Толчком модернизации стал именно вызов со стороны западной цивилизации, на который традиционные общества вынуждены были давать «ответ». Российские авторы, говоря о громадной разнице в уровнях развития передовых и развивающихся стран, оперируют выразительным образом«расколотой цивилизации». «Итог ХХ столетия, почувствовавшего вкус земного изобилия, познавшего вкус «позолоченного века», века научно-технического прорыва и интенсивнейшего прорыва производительных сил общества, - пишет А.И.Неклесса, - итог этот в общем и целом все же неутешителен: на пороге третьего тысячелетия существования современной цивилизации социальное расслоение на планете Земля не уменьшается, а растет»Условия существования в бедных странах Третьего мира: около миллиарда людей там оторваны от производительного труда Каждый третий житель Земли все еще не пользуется электричеством, 1,5 млрд не имеют доступа к безопасным источникам питьевой воды. Все это порождает социально-политическую напряженность. Количество эмигрантов и жертв межэтнических конфликтов стремительно возрасло с 8 млн человек вконце 1970-х гг. до 23 млн человек к середине 1990-х гг. Еще 26 млн человек являются временными переселенцами. Эти факты дают основание говорить об «органической недемократичности глобального универсума, его…сословности»
Модернизация происходит в обществах, в которых вплоть до настоящего времени в значительной степени сохраняется традиционное...

На всех этапах развития человеческой цивилизации религия была и остается одним из важнейших факторов, влияющих на мировоззрение и способ жизни каждого верующего, а также на отношения в обществе в целом. Каждая религия основывается на вере в сверхъестественные силы, организованном поклонении Богу или богам и на необходимости соблюдать определенный свод норм и правил, предписанных верующим. в современном мире играет почти такую же важную роль, как и тысячелетия назад, так как согласно опросам, проведенным американским институтом Гэллапа, в начале XXI века более 90% людей верили в наличие Бога или высших сил, причем количество верующих людей примерно одинаково и в высокоразвитых государствах, и в странах "третьего мира".

Тот факт, что роль религии в современном мире по-прежнему велика, опровергает популярную в ХХ веке секуляризационную теорию, согласно которой роль религии обратно пропорциональна развитию прогресса. Сторонники этой теории были уверены, что научно-технический прогресс уже к началу двадцать первого века станет причиной того, что веру в высшие силы сохранят только люди, живущие в слабо развитых странах. Во второй половине ХХ века секуляризационная гипотеза отчасти подтверждалась, так как именно в этот период бурно развивались и находили миллионы приверженцев теории атеизма и агностицизма, однако конец ХХ - начало XXI века ознаменовались быстрым приростом количества верующих людей и развитием ряда религий.

Религии современного общества

Процесс глобализации затронул и религиозную сферу, поэтому в современном мире все больший вес приобретают , и остается все меньше адептов этнорелигий. Ярким примером этому факту может послужить религиозная ситуация на Африканском континенте - если еще чуть больше 100 лет назад среди населения африканских государств преобладали адепты местных этнорелигий, то сейчас всю Африку можно условно поделить на две зоны - мусульманскую (северная часть материка) и христианскую (южная часть материка). Наиболее распространенными религиями в современном мире являются так называемые мировые религии - буддизм, христианство и ислам; каждое из этих религиозных течений имеет свыше миллиарда адептов. Также широко распространены индуизм, иудаизм, даосизм, сикхизм и другие верования.

ХХ век и современное время можно назвать не только временем расцвета мировых религий, но и периодом зарождения и бурного развития многочисленных религиозных течений и Неошаманизм, неоязычество, учение Дона Хуана (Карлос Кастанеда), учение Ошо, саентология, Агни-йога, PL-Кёдан - это только малая часть религиозных течений, возникших менее 100 лет назад и имеющих на данный момент сотни тысяч адептов. Перед современным человеком открывается очень большой выбор религиозных учений, и современное общество граждан в большинстве стран мира уже нельзя назвать одноконфессиональным.

Роль религии в современном мире

Очевидно, что расцвет мировых религий и появление многочисленных новых религиозных течений напрямую зависит от духовных и психологических потребностей людей. Роль религии в современном мире практически не изменилась по сравнению с той ролью, которую играли религиозные верования в прошлые века, если не учитывать того факта, что в большинстве государств религия и политика разделены, и священнослужители не обладают властью оказывать существенное влияние на политические и гражданский процессы в стране.

Тем не менее, во многих государствах религиозные организации оказывают значительное влияние на политические и социальные процессы. Также не следует забывать, что религия формирует мировоззрение верующих, поэтому даже в светских государствах религиозные организации опосредствованно влияют на жизнь общества, так как они формируют взгляды на жизнь, убеждения, а зачастую - и гражданскую позицию граждан, являющихся членами религиозной общины. Роль религии в современном мире выражается в том, что она выполняет следующие функции:

Отношение современного общества к религии

Бурное развитие мировых религий и появление многих новых религиозных течений в начале ХХI века вызвало неоднозначную реакцию в обществе, так как часть людей стала приветствовать возрождение религии, но другая часть общества высказывается решительно против увеличения влияния религиозных конфессий на общество в целом. Если характеризовать отношение современного общества к религии, то можно заметить некоторые тенденции, применимые практически ко всем странам:

Более лояльное отношение граждан к религиям, которые считаются традиционными для их государства, и более враждебное - к новым течениям и мировым религиям, "конкурирующим" с традиционным верованием;

Увеличение заинтересованности религиозными культами, которые были распространены в далеком прошлом, но уже почти забылись до недавнего времени (попытки возродить веру предков);

Возникновение и развитие религиозных течений, которые являют собой симбиоз определенного направления философии и догм из одной или сразу нескольких религий;

Быстрое увеличение мусульманской части общества в странах, где еще несколько десятилетий данная религия была не очень распространена;

Попытки религиозных общин лоббировать свои права и интересы на законодательном уровне;

Появление течений, противодействующих увеличению роли религии в жизни государства.

Несмотря на то, что большинство людей положительно либо лояльно относятся к различным религиозным течениям и к их поклонникам, попытки верующих диктовать остальной части общества свои правила зачастую вызывают протест в атеистов и агностиков. Одним из ярких примеров, демонстрирующих недовольство неверующей части общества тем, что государственные власти в угоду религиозным общинам переписывают законы и наделяют членов религиозных общин исключительными правами, является появление пастафарианства, культа "невидимого розового единорога" и других пародийных религий.

На данный момент Россия является светским государством, в котором законодательно закреплено право каждого человека на свободу вероисповедания. Сейчас религия в современной России переживает этап бурного развития, так как в посткоммунистическом обществе спрос на духовные и мистические учения достаточно высок. Согласно данным опросов компании "Левада-Центр", если в 1991 году верующими себя называли немногим более 30% людей, в 2000 году - примерно 50% граждан, то в 2012 религиозными считали себя более 75% жителей РФ. Также немаловажно, что примерно 20% россиян верят в наличие высших сил, но при этом не причисляют себя ни к одной конфессии, поэтому на данный момент только 1 из 20 граждан РФ является атеистом.

Наиболее распространенной религией в современной России является православная традиция христианства - ее исповедуют 41% граждан. На втором месте после православия идет ислам - около 7%, на третьем - адепты различных течений христианства, которые не являются ответвлениями православной традиции (4%), далее - приверженцы тюрко-монгольских шаманских религий, неоязычества, буддизма, старообрядчества и др.

Религия в современной России играет все большую роль, и нельзя сказать, что эта роль однозначно положительная: , попытки привнести в школьный учебный процесс ту или иную религиозную традицию и возникающие на религиозной почве конфликты в обществе - это отрицательные последствия, причиной которых является стремительное увеличение количества религиозных организаций в стране и быстрый прирост числа верующих.

Маркс как-то заметил, что анатомия человека есть ключ к пониманию анатомии обезьяны. Более высокая стадия развития какого-то явления позволяет яснее понять предшествующие стадии его развития. В этом смысле история прошлого века является ключом к пониманию всей человеческой истории.

С другой стороны, современность оказывается, как правило, не особенно эффективным средством для истолкования прошлого. Само "настоящее" очень смутно понимается его современниками. "История как настоящее, опрокинутое в прошлое", имеет мало общего с реальной историей. Неудивительно, что историки не занимаются настоящим, и вообще в истории принято считать, что чем дальше в прошлом располагаются изучаемые явления, тем больше надежды на то, что их описание окажется более или менее адекватным.

То, что современность плохо понимает себя, находит отражение в шутливом изречении, что древние греки не знали о себе главного, а именно того, что они являются древними греками. Капитализм до начала XX в., когда появился сам термин "капитализм", не знал даже своего имени и т.д.

Понимание современного общества и человека – одна из наиболее сложных задач социальной философии.

В дальнейшем обсуждение концентрируется прежде всего на современном посткапитализме и современном крайнем, или тоталитарном, социализме в его коммунистическом и национал-социалистическом вариантах. Анализ касается как материальной, так и духовной сторон жизни посткапиталистических и социалистических обществ, поскольку динамика развития отдельных обществ определяется в первую очередь взаимодействием этих двух сторон. Лежащие между посткапитализмом и социализмом и тяготеющие к одному из этих полюсов общества специально рассматриваться не будут.

Общество XX в. – это общество, расколотое на две противостоящие друг другу системы – посткапитализм и социализм, между которыми располагается множество стран, с той или иной силой тяготеющих к одному из этих двух полюсов.

Понятие "социализм" употреблялось в прошлом веке в очень разных смыслах. Но к концу века постепенно сложилось достаточно устойчивое мнение, что социализм – это в первую очередь радикальный социализм. Все остальные представления о социализме неясны и неустойчивы. Это, скорее, не социальные концепции и тем более не социальные практики, а некоторые идеологические мечтания и определенная завеса над реальной социальной деятельностью, суть которой может быть очень разной.

Радикальный социализм существовал в XX в. в двух основных формах – интернациональной и националистической. Первая обычно называется коммунизмом, вторая – национал-социализмом.

Понятие радикального социализма (или просто социализма) понимается в двух разных смыслах. Во-первых, иод социализмом имеется в виду концепция, ставящая глобальную цель свержения капитализма, построения в обозримом будущем совершенного общества, завершающего историю человечества, и требующая мобилизации для достижения этой цели всех имеющихся в распоряжении общества ресурсов. Во-вторых, социализм – это реальное общество, пытающееся воплотить в жизнь социалистические идеалы. Социализм в нервом смысле можно назвать теоретическим социализмом. Социализм во втором смысле – это практический, или реальный, социализм.

Расхождение между социалистической теорией и социалистической практикой является, как это продемонстрировала история, радикальным. Если теоретический социализм рисует едва ли не райскую жизнь, которая должна вот-вот наступить на земле благодаря самоотверженным усилиям общества, то социалистическая практика представляет собой настоящий ад, в огне которого погибают десятки миллионов невинных жертв.

Социализм в двух основных его разновидностях (левый социализм, или коммунизм, и правый социализм, или национал-социализм) – специфическое явление XX в., хотя теоретические предпосылки первой разновидности стали складываться сразу после Возрождения, а основные идеи второй сформировались в XIX в.

К середине прошлого века национал-социализм, развязавший войну за свое мировое господство, был разгромлен. К концу века коммунизм, также стремившийся к утверждению своего могущества в мировом масштабе, распался под грузом порожденных им самим неразрешимых проблем.

Подводя итог общей характеристике двух полюсов современного общества, можно сказать, что первый выход индустриального коллективизма на мировую арену оказался неудачным. Национал-социализм потерпел сокрушительное военное поражение, его вожди или покончили с собой, или были повешены по приговору Нюрнбергского трибунала. В большинстве развитых стран национал-социалистическая идеология отныне запрещена. Социализм коммунистического типа добился большего: он охватил почти треть человечества и занял едва ли не половину земной поверхности. Но и его успех оказался временным: уже в 1970-е гг. стало ясно, что и эта форма социализма обречена на гибель.

Уход с исторической арены двух ведущих форм социализма внушил многим убеждение, что социализм – исторически случайное явление, какое-то досадное отклонение от основного пути истории и что теперь о социалистическом коллективизме, навсегда ушедшем в прошлое, можно благополучно забыть.

Подобное убеждение – только иллюзия и притом опасная иллюзия.

Постиндустриальный коллективизм вряд ли вернется в крупных масштабах в виде старого социализма. Но нельзя исключить, что постиндустриальный коллективизм возвратится в некоторой новой, неведомой пока форме.

Коллективизм порождается не мифическими универсальными историческими законами, а переменчивыми обстоятельствами реальной человеческой истории.

Источником коллективизма являются не теории, придуманные выдающимися мыслителями и приводящие затем в движение широкие массы. Теории вторичны, а главным источником коллективизма является, если говорить самым общим образом, нужда. Крайняя степень обострения социальных проблем и отсутствие иных средств для их решения, кроме консолидации всего общества для преодоления сложившейся ситуации, заставляют вводить централизованное планирование сначала экономикой, а затем и иными сферами жизни, пренебрегать правами и свободами личности, применять насилие для реализации глобальной цели и т.д.

Характерным примером такого рода нужды служит война, заставляющая даже демократические государства налагать ограничения на свободу, демократию, конкуренцию, частично национализировать собственность и т.п.

"Коммунистическая и другие разновидности тоталитарной экономики, управления и образа жизни, – пишет П. А. Сорокин, – это дети критических ситуаций родителей. Это сильные, но опасные “лекарства”, применяемые для противодействия безнадежной “кризисной болезни”. В условиях этой “болезни” они иногда (хотя и не всегда) полезны в преодолении “болезни” и восстановлении нормального “здоровья” больного социального организма. Как только его здоровье улучшается, такое лекарство не только перестает быть необходимым, но даже становится вредным для общества. По этой причине оно постепенно отменяется и заменяется “нормальным” режимом социальной, культурной и индивидуальной жизни, свободной от чрезвычайной правительственной регламентации и других тоталитарных черт".

Таким образом, резкое ослабление постиндустриального коллективизма не означает, что в случае наступления новых глубоких социальных кризисов он не вернется на историческую сцену в какой-то обновленной форме.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра политологии и правоведения

Дисциплина: Социология

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

«Традиционные общества в современном мире»

Выполнила ст. гр. 2-А-V

А.И. Кирячек

Руководитель к.ф.н., доцент

Л. В. Балтовский

Санкт-Петербург - 2012

Введение

Заключение

традиционный модернизация индустриальный

Введение

Неравномерность, присущая развитию человеческой цивилизации вообще, обуславливает и в наше время существование глубоких различий в развитии стран и народов. Если одни страны имеют высокоразвитые производительные силы, другие выходят уверенно на уровень среднеразвитых стран, то в третьих еще только происходит процесс становления современных структур и отношений.

Основополагающие события последних десятилетий, такие, как глобализация, локальная и международная нестабильность, рост фундаментализма в исламском мире, национальный ренессанс (выражающийся во все усиливающемся интересе к самобытным, национальным культурам), создавшаяся в связи с человеческой деятельностью угроза экологической катастрофы делают актуальным вопрос о закономерностях и направленности тенденций мирового социального развития.

Однако значительная их часть может быть сведена к проявлениям такого глобального процесса, как модернизация традиционных обществ, затрагивающего все общества и государства. На наших глазах культуры и цивилизации, на протяжении веков сохранявшие более или менее незыблемые основы своего жизнеустройства, стремительно меняются и приобретают новые черты и качества. Начало этому процессу было положено во время европейской колонизации, когда традиционные общества Азии, Африки и Латинской Америки стали трансформироваться - либо извне, усилиями самих колонизаторов, либо изнутри, чтобы сохранить свою самостоятельность и противостоять новому и сильному противнику. Толчком модернизации стал именно вызов со стороны западной цивилизации, на который традиционные общества вынуждены были давать «ответ». Российские авторы, говоря о громадной разнице в уровнях развития передовых и развивающихся стран, оперируют выразительным образом «расколотой цивилизации». «Итог ХХ столетия, почувствовавшего вкус земного изобилия, познавшего вкус «позолоченного века», века научно-технического прорыва и интенсивнейшего прорыва производительных сил общества, - пишет А.И. Неклесса, - итог этот, в общем и целом все же неутешителен: на пороге третьего тысячелетия существования современной цивилизации социальное расслоение на планете Земля не уменьшается, а растет» Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). СПб, 2000. С.55.

Условия существования в бедных странах Третьего мира: около миллиарда людей там оторваны от производительного труда. Каждый третий житель Земли все еще не пользуется электричеством, 1,5 млрд. не имеют доступа к безопасным источникам питьевой воды. Все это порождает социально-политическую напряженность. Количество эмигрантов и жертв межэтнических конфликтов стремительно возросло с 8 млн. человек в конце 1970-х гг. до 23 млн. человек к середине 1990-х гг. Еще 26 млн. человек являются временными переселенцами. Эти факты дают основание говорить об «органической недемократичности глобального универсума, его…сословности» Неклесса А.И. Конец цивилизации, или конфликт истории // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 3. С.33.

Модернизация происходит в обществах, в которых вплоть до настоящего времени в значительной степени сохраняется традиционное мировоззрение, влияющее как на особенности экономического и политического устройства, так и на характер и направленность изменений, вызванных модернизацией.

Современные ученые считают, что 2/3 населения земного шара в большей или меньшей степени имеет в своем образе жизни черты традиционных обществ.

Противостояние «современного» и «традиционного» возникло в результате крушения колониальной системы и необходимости адаптировать вновь появившиеся на политической карте мира страны к современному миру, современной цивилизации. В период с XVII и до начала XX века западные страны, используя в случае необходимости свое военное превосходство, превратили районы, ранее занятые традиционными обществами, в свои колонии. И хотя сегодня практически все колонии добились независимости, колониализм радикально изменил социальную и культурную карту земного шара. В некоторых регионах (в Северной Америке, Австралии и Новой Зеландии), которые были населены относительно немногочисленными племенами охотников и собирателей, европейцы теперь составляют большинство населения. В других частях света, включая большую часть Азии, Африки и Южной Америки, пришельцы остались в меньшинстве. Общества, принадлежащие к первому типу, такие, как Соединенные Штаты, со временем превратились в индустриальные страны. Общества второй категории находятся, как правило, на гораздо более низком уровне индустриального развития, и нередко их называют странами третьего мира. Мировой рынок, начал складываться в эпоху Великих географических открытий, но только к началу 900-х гг. охватил весь мир. Практически весь мир оказался открытым для экономических связей. Европейский мир-экономика принял планетарный масштаб, он стал глобальным.

В конце XIX в. сложилась система глобального капитализма. Синцеров Л.М. Длинные волны глобальной интеграции // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 5. Но на деле процессы модернизации начались намного раньше, еще в колониальные времена, когда европейские чиновники, будучи твердо уверены в благотворности и полезности своей деятельности для «туземцев», истребляли их традиции и верования, которые, по их мнению, были вредны для прогрессивного развития этих народов. Тогда предполагалось, что модернизация, прежде всего, подразумевает внедрение новых, прогрессивных форм деятельности, технологий и идей, что она является средством ускорения, упрощения и облегчения пути, который все равно предстоит пройти этим народам.

Разрушение многих культур, последовавшее за насильственной «модернизацией», привело к осознанию порочности подобного подхода, необходимости создания научно обоснованных теорий модернизации. Группа американских антропологов под руководством М. Херсковица в ходе подготовки Всеобщей декларации нрав человека, проходившей под эгидой ООН, предложила исходить из того, что в каждой культуре стандарты и ценности имеют особенный характер, поэтому каждый человек вправе жить согласно тому пониманию свободы, которое принято в его обществе. К сожалению, возобладала универсалистская точка зрения, вытекавшая из эволюционного подхода, и сегодня в этой Декларации записано, что права человека едины для представителей всех обществ, независимо от их традиций. Но ведь не секрет, что записанные там права человека представляют собой постулаты, сформулированные именно европейской культурой.

Считалось, что переход от традиционного общества к современному (а он считался обязательным для всех культур и народов) возможен только через модернизацию.

Научное осмысление модернизации нашло выражение в целом ряде разнородных концепций, стремящихся объяснить процесс закономерного перехода от традиционных обществ к современному, далее -- к эпохе постсовременности. Так возникли теория индустриального общества (К. Маркс, О. Конт, Г. Спенсер), концепция формальной рациональности (М. Вебер), теория механической и органической модернизации (Э. Дюркгейм), формальная теория общества (Г. Зиммель). Различаясь своими теоретическими и методологическими установками, они, тем не менее, едины в своих неоэволюционистских оценках модернизации, утверждающих, что:

Изменения в обществе являются однолинейными, следовательно, менее развитые страны должны пройти путь вслед за развитыми:

Эти изменения необратимы и ведут к неизбежному финалу -- модернизации;

Изменения носят постепенный, накопительный и мирный характер;

Все стадии этого процесса должны быть неизбежно пройдены;

Особую важность имеют внутренние источники этого движения;

Модернизация улучшит жизнь в этих странах.

Также было признано, что процессы модернизации должны начинаться и контролироваться «сверху» интеллектуальной элитой. По сути, это осознанное копирование западного общества.

Механизм модернизации все теории рассматривали как спонтанный процесс. Предполагалось, что, если устранить мешающие барьеры, все пойдет само собой, достаточно показать преимущества западной цивилизации (хотя бы по телевизору), как всем тут же захочется жить так же.

Но действительность опровергла эти теории. Далеко не все общества, увидев поближе западный образ жизни, устремились ему подражать. А те, кто пошел по этому пути, быстро познакомились с изнанкой этой жизни, столкнувшись с ростом нищеты, социальной дезорганизацией, аномией, преступностью. Кроме того, десятилетия показали, что далеко не все в традиционных обществах плохо и некоторые их черты прекрасно уживаются с суперсовременными технологиями. Это доказали прежде всего Япония, Южная Корея, чем поставили под сомнение прежнюю твердую ориентацию на Запад. Исторический опыт этих стран заставил отказаться от теорий однолинейного мирового развития как единственно верных и сформулировать новые теории, которые возродили цивилизационный подход к анализу этнокультурных процессов.

1. Концепции традиционного общества

Под традиционным обществом понимают докапиталистические (доиндустриальные) общественные уклады аграрного типа, для которых характерны высокая структурная устойчивость и способ социокультурной регуляции, основанный на традиции. В современной исторической социологии как традиционное общество рассматриваются стадии доиндустриального общества - малодифференцированная (общинная, родоплеменная, существующие в рамках "азиатского способа производства"), дифференцированная, многоструктурная и классовая (типа европейского феодализма) - в основном по следующим концептуальным соображениям:

· пo сходству отношений собственности в первом случае непосредственный производитель имеет доступ к земле только через род или общину, во втором - через феодальную иерархию владетелей, что равно противостоит капиталистическому принципу неделимой частной собственности);

· некоторым общим особенностям функционирования культуры (огромная инерционность однажды принятых культурных образцов, обычаев, способов действия, трудовых навыков, неиндивидуальный характер творчества, преобладание предписанных моделей поведения и т. п.);

· наличию в обоих случаях относительно простого и устойчивого разделения труда, тяготеющего к сословному или даже к кастовому закреплению.

Перечисленные особенности подчеркивают отличие всех прочих типов общественной организации от индустриально-рыночных, капиталистических обществ.

Традиционное общество является чрезвычайно устойчивым. Как пишет известный демограф и социолог Анатолий Вишневский, «в нём все взаимосвязано и очень трудно изъять или изменить какой-либо один элемент» Знание-Сила, № 9, 2005, «Демографические странности»

2. Специфические черты и особенностей развития развивающихся стран

В группу РС входит свыше 120 государств. К чертам (признакам) стран развивающегося мира, прежде всего, относят:

Переходный характер внутренних социально-экономических структур (дальность, многоукладность экономики PC);

Относительно низкий в целом уровень развития производительных сил, отсталость сельского хозяйства, промышленности, сферы услуг; и, как следствие,

Зависимое положение в системе мирового хозяйства.

Подразделение развивающихся стран осуществляется по таким индикаторам, как уровень и темпы их экономического развития, положение и специализация в мировом хозяйстве, структура экономики, обеспеченность топливно-сырьевыми ресурсами, характер зависимости от основных центров соперничества и т. п. Среди развивающихся стран принято выделять экспортеров и неэкспортеров нефти, а также государства и территории, которые специализируются на экспорте готовых изделий.

Можно подразделить их следующим образом: верхний эшелон составляют «новые индустриальные страны» - НИС (или «новые индустриальные экономики» -- НИЭ), далее следуют страны со средним уровнем экономического развития и, наконец, наименее развитые (или часто - беднейшие) государства мира.

Для доиндустриальной стадии производства характерны следующие черты:

· преобладает первичная сфера экономики (сельское хозяйство);

· подавляющая часть трудоспособного населения занята земледелием и животноводством;

· в хозяйственной деятельности господствует ручной труд (прогресс наблюдался только в переходе от простых инструментов к сложным);

· в производстве очень слабо развито разделение труда и веками сохраняются примитивные формы его организации (натуральное хозяйство);

· в массе населения преобладают самые элементарные потребности, находящиеся вместе с производством в застойном сосании.

· Слабость инфраструктуры.

· Численность населения менее 75 млн. чел.

Исходная стадия производства до сих пор типична, например, для некоторых стран Африки (Гвиана, Мали, Гвинея, Сенегал и др.), где в сельском хозяйстве занято две трети населения). Примитивные орудия ручного труда позволяют работнику 4ю-кормить не более двух человек.

К странам, находящимся в процессе вялотекущего втягивания в систему капиталистических отношений , относятся

1) Страны Латинской Америки

Производство в этих странах, за исключением Чили и Мексики, либо модернизируется слабо (Аргентина, Бразилия), либо не модернизируется совсем, что предопределяет низкую конкурентоспособность экспортных товаров (например, аргентинских и бразильских автомобилей).

Преобразования в экономике зачастую осуществляются в отрыве от социальной сферы.

2) Развивающиеся страны Африки, для которых характерно:

Характер и темпы экономического роста находятся под воздействием ряда сдерживающих факторов, среди которых, помимо негативного влияния расточительного государственного сектора и неразвитой экономической инфраструктуры, следует назвать внутреннюю политическую нестабильность, межгосударственные конфликты, сокращение притока финансовых ресурсов извне, ухудшение условий торговли, затруднение доступа к международным рынкам.

Сильная зависимость экономики африканских государств от внешних факторов, и прежде всего от торговли с зарубежными странами; ее оздоровление может быть напрямую связано с принятием и осуществлением таких мер, как снижение импортных таможенных тарифов, отмена налогов на экспорт сельскохозяйственной продукции, сокращение налога на корпорации.

Высокий уровень корпоративного налога (40% и выше) фактически душит африканских предпринимателей, закрывая им доступ на внешние рынки, и создает питательную среду для коррупции и уклонения от налогов.

Нестабильность экономики (плохо развиты рынки капитала, нет хорошо разработанных схем страхования).

Перспективы выработки и проведения самостоятельной экономической политики в странах Африки ныне напрямую связаны с их обязательствами выполнять рекомендации МВФ и Мирового банка по осуществлению политики «структурной корректировки».

Новые индустриальны е стран ы (НИС).

Новые индустриальные страны (НИС) - азиатские страны, бывшие колонии или полуколонии, экономика которых за сравнительно короткий период совершила скачок от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой. К НИС "первой волны" относят Республику Корея, Сингапур, Тайвань. К НИС "второй волны" относят Малайзию, Таиланд, Филиппины. В основе интенсивного экономического роста в ряде стран Юго-Восточной Азии лежали следующие особенности хозяйственного развития:

· высокий уровень сбережений и инвестиций;

· экспортная ориентация экономики;

· высокая конкурентоспособность в связи с относительно низкими ставками заработной платы;

· значительный приток иностранных прямых и портфельных инвестиций в силу относительной либерализации рынков капиталов;

· благоприятные институциональные факторы становления "рыночноориентированной" экономики.

· высокий уровень и доступность образования

Перспективы развития:

Индонезия и Филиппины обладают богатым природно-ресурсным потенциалом для развития промышленности. Хотя сельскохозяйственный сектор занимает важную часть экономики, постепенно индустриализация наращивает темпы развития и растет доля непроизводственной сферы. Туризм является важным сектором экономики, привлекающий иностранный капитал в страны.

Природная часть рекреационных ресурсов Сингапура не так богата как индонезийская и филиппинская, но техногенная составляющая значительно больше и находится на одном из самых высоких уровней Юго-Восточной Азии и мира в целом.

Удобное географическое положение стран на перекрестке морских и воздушных путей также играют огромную роль в развитие экономики.

экономического роста, чем многие промышленно развитые страны, а также и существенно более высоким уровнем умственного развития по сравнению с основной группой развивающихся стран.

Страны НИС олицетворяют новые тенденции в развитии капитализма в современную эпоху, демонстрируют те возможности, которые несет с собой модернизация, ориентированная на западную цивилизацию с учетом национальных традиций и устоев. Новые индустриальные страны, опираясь на опыт и помощь ведущих капиталистических стран, осуществили чрезвычайно быстрое, всего за несколько десятилетий прохождение пути от неразвитости к индустриальной стадии развития и заняли определенное место в международном разделении труда, мировой экономике, развертывании современной технологической революции.

Одной из форм модернизации бывших колоний, наряду с капиталистической, стала социалистическая, открыв для некоторых стран путь некапиталистического развития или социалистической ориентации. Однако неспособность их к самостоятельному развитию, ошибки руководства в выборе экономической стратегии и методов ее реализации выявили несостоятельность этой модели развития. Здесь важно выяснить как внутренние, так и внешние факторы, повлиявшие на отказ этой группы стран от данной формы модернизации.

3. Изменения социально-классовой структуры традиционных обществ в процессе экономического развития

Развивающиеся страны в отличие от западных государств еще не преодолели общинный тип социальности, восходящий к родовому строю. Он определяется личностным характером социальных отношений, связями, основанными на родстве, соседстве, роде, племени и т.д. В целом ряде развивающихся стран не сформировалось разветвленное и прочное гражданское общество -- социально организованная структура, состоящая из самодеятельных организаций добровольного членства.

Как известно, институты гражданского общества выполняют в социальной жизни структурообразующую роль. В развивающихся странах становление современного хозяйства и рост государственного аппарата значительно обгоняют формирование институтов гражданского общества. Элементы гражданского общества, возникшие на самостоятельной основе, еще не образуют целостной и единой системы. Гражданское общество еще не вычленилось из государственных структур. До сих пор преобладают вертикальные социальные связи при слабых горизонтальных.

Особого внимания требует изучение вопроса о проблемах перехода от традиционного к непрерывно меняющемуся современному индустриальному обществу. Модернизация традиционных обществ современного мира существенно отличается от той, которая осуществлялась в период перехода от феодализма к капитализму. Для развивающихся стран в наше время нет необходимости повторять вариант промышленной революции, равно как и осуществлять социальные революции. Модернизация в этих странах протекает при наличии социально-культурных и экономических образцов, представленных развитыми странами. Однако ни одно из традиционных обществ не может заимствовать в чистом виде ту или иную модель социально-экономического развития, апробированную в западных странах.

Большинство исследователей глобализации отмечают, что ее «оборотной стороной» является процесс «регионализации» или «фрагментации», т.е. усиление социально-политической гетерогенности мира на фоне усиливающегося вестернизационного давления со стороны Запада. По замечанию М. Кастельса, «Эра глобализации экономики есть также эра локализации политики» Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. Под науч. ред. О.И. Шкаратана. М., 2000. С.125

Непосредственным содержанием модернизации является несколько направлений изменений. В историческом аспекте это синоним вестернизации или американизации, т.е. движения к тому типу систем, которые сложились в США и Западной Европе. В структурном аспекте -- это поиск новых технологий, движение от сельского хозяйства как способа существования к коммерческому сельскому хозяйству, замена мускульной силы животных и человека в качестве основного источника энергии современными машинами и механизмами, распространение городов и пространственная концентрация рабочей силы. В политической сфере -- переход от авторитета вождя племени к демократии, в сфере образования -- ликвидация неграмотности и рост ценности знания, в религиозной сфере -- освобождение от влияния церкви. В психологическом аспекте -- это формирование современной личности, которой свойственны: независимость от традиционных авторитетов, внимание к общественным проблемам, способность приобретать новый опыт, веру в науку и разум, устремленность в будущее, высокий уровень образовательных, культурных и профессиональных притязаний.

4. Концепции модернизации

Сегодня модернизация рассматривается как исторически ограниченный процесс, узаконивающий институты и ценности современности: демократию, рынок, образование, разумное администрирование, самодисциплину, трудовую этику. При этом современное общество определяется в них либо как общество, приходящее на смену традиционному общественному укладу, либо как общество, вырастающее из индустриальной стадии и несущее в себе все се черты. Информационное же общество представляет собой стадию современного общества (а не новый тип общества), наступающую вслед за фазами индустриализации и технологизации и характеризующуюся дальнейшим углублением гуманистических основ существования человека.

Ключевые положения в концепциях модернизации традиционных обществ:

* В качестве движущей силы процессов модернизации признается уже не политическая и интеллектуальная элита, а самые широкие массы; если появляется харизматический лидер, они начинают активно действовать.

* Модернизация в таком случае зависит не от решения элиты, а от массового стремления граждан изменить свою жизнь в соответствии с западными стандартами под влиянием средств массовой коммуникации п личных контактов.

* Сегодня акценты делаются не на внутренние, а на внешние факторы модернизации -- мировую геополитическую расстановку сил, внешнюю экономическую и финансовую поддержку, открытость международных рынков, доступность убедительных идеологических средств -- доктрин, обосновывающих современные ценности.

* Вместо единой универсальной модели современности, которой долго считали США, появилась идея движущих эпицентров современности и образцовых обществ -- не только Запад, но и Япония, и «азиатские тигры».

* Уже ясно, что не может быть унифицированного процесса модернизации, ее темп, ритм и последствия в различных областях социальной жизни в разных странах будут различны.

* Современная картина модернизации намного менее оптимистична, чем прежняя, -- не все возможно и достижимо, не все зависит только от политической воли; признано, что весь мир никогда не будет жить так, как живет современный запад, поэтому современные теории уделяют много внимания отступлениям, провалам.

* Сегодня модернизация оценивается не только по экономическим показателям, которые долгое время считались главными, но и по ценностям, культурным кодам.

* Предлагается активно использовать местные традиции.

* Сегодня основной идеологический климат на Западе -- отказ от идеи прогресса (основной идеи эволюционизма), господствует идеология постмодернизма, в связи с чем рухнула сама концептуальная основа теории модернизаций. 3 Коллонтай В.М. О неолиберальной модели глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 1999. №10

Несмотря на обилие модернизационных концепций, их анализ позволяет сделать вывод о существовании ряда общих характеристик, сопровождающих процесс модернизации, в политической (расширение функций государства, реформирование традиционных властных структур), экономической (индустриализация, создание воспроизводственного хозяйственного комплекса в национальном масштабе, использование достижений науки в практике), социальной (рост социальной мобильности, дифференциация социальных групп, урбанизация) и духовной (секуляризация и рационализация, возрастание автономии личности, внедрение всеобщего стандартизированного образования) сторонах жизни общества. Тем не менее, влияние модернизации на изменения, происходящие в ходе модернизации, сильно отличается в зависимости от ее типа. Основными из них являются: вестернизация, то есть уподобление Западу, и самобытное развитие, представляющее собой поиск альтернативного пути трансформации, сочетающего западный опыт с сохранением традиционного базиса модернизирующегося общества.

Вестернизация является наиболее распространенным в настоящее время типом модернизации, при котором изменения в традиционных обществах обслуживают, в первую очередь, интересы западной цивилизации. Вестернизация традиционных обществ приводит к тому, что они, фактически, раскалываются на две неравные части. Первая включает в себя небольшую часть населения, так или иначе связанную с западными центрами и воспринявшую ценности западного образа жизни. Большинство же населения страны отбрасывается в своем развитии назад. Эксплуатация Западом своей периферии, нещадное выкачивание из нее продукта, необходимого для развития самих традиционных обществ, приводит к их обеднению и архаизации на фоне относительного благополучия анклавов передового производства, ориентированных, впрочем, в значительной части на нужды самого Запада. Важнейшие элементы политической вестернизации (демократизация, внедрение многопартийной системы и т.д.), будучи неорганичными и привнесенными, в условиях традиционных обществ порождают совершенно иные эффекты, нежели на Западе. Это приводит к политизации религиозных и этнических идентичностей, всплеску этнических конфликтов, распаду традиционных ценностей и норм, трайбализму и коррупции, оказывая дестабилизирующее действие на ситуацию в традиционных обществах. Однако сопротивление современной глобализации реализуется в интернациональном, то есть как раз глобальном масштабе, правда, иногда и в форме уличных беспорядков. Вельяминов Г.М. Россия и глобализация // Россия в глобальной политике. 2006.

Самобытное развитие как альтернативный тип модернизации традиционных обществ в значительной степени позволяет избежать свойственные вестернизации отрицательные последствия. Существует несколько идеологических концепций, заявляющих о необходимости самобытного развития: национализм, социализм и фундаментализм. Несмотря на значительные различия, все эти течения обладают и общими свойствами, которые позволяют сделать вывод о существовании самобытного развития как самостоятельного типа модернизации.

Основная суть самобытного развития заключается в соединении традиционного базиса и прогресса, сохранении культурных ценностей и интеграции на их основе новейших достижений человечества с целью ответить на вызовы современности, сохранить собственную политическую, экономическую независимость и культурную идентичность. Важнейшими характеристиками самобытного развития являются: синтез традиций и инноваций, учет культурных особенностей страны при осуществлении целей модернизации; сильная роль государственного сектора, который становится основным локомотивом модернизационных изменений и сохраняет ведущие позиции в экономике страны; стремление к сохранению социальной гармонии и единства общества, ограничение тенденций к социальному расслоению. В эпоху глобализации, когда изначально присущий западной цивилизации агрессивный универсализм претендует на мировое господство, данный тип модернизации является залогом самостоятельного политического развития, спасением культурного и цивилизационного разнообразия на Земле.

Существует несколько моделей самобытного развития (восточноазиатская, исламская, латиноамериканская, евразийская). Модернизация в этих странах не вступила в разрушительный конфликт с традиционным базисом, творчески используя многие из его позитивных элементов -- таких, как коллективизм, солидарность, превалирование общественных интересов над частными.

Заключение

В условиях глобализации и многочисленных вызовов современности (начиная от угрозы государственному суверенитету со стороны западной цивилизации и заканчивая экологическими и демографическими проблемами) общества, вставшие на путь самобытного развития, не испытывают драматичных и разрушительных столкновений традиции и «современности», сохраняют подлинный государственный суверенитет, культурную идентичность. Общественные блага в них распределяются более или менее равномерно, что позволяет избежать раскола общества и связанных с этим негативных последствий. Кроме того, существуют смешанные типы модернизации, сочетающие черты самобытного развития и вестернизации. Характерный пример представляют собой республики Центральной Азии, в которых начавшаяся на рубеже 1980 - 1990-х гг. вестернизация натолкнулась на барьеры менталитета местного населения, в большинстве своем отвергающего осуществление данного типа модернизации. В итоге на сегодняшний день можно наблюдать специфическое смешение, когда под тонкой пленкой декларируемой вестернизации скрываются мощные самобытные пласты, оказывающие огромное влияние на политическое развитие, экономику и духовные ценности жителей Центральной Азии. Несмотря на декларативное принятие демократии и свободного рынка, правящие элиты в Центральной Азии разработали те или иные варианты «национальных идей», в большей или меньшей степени включающие именно традиционные ценности.

Центральная Азия в целом, и Кыргызстан в частности на сегодняшний день стоят перед несколькими возможными вариантами самобытного развития - исламским, восточноазиатским и евразийским, ориентирующимся на Россию, соседей Кыргызстана по региону и в целом постсоветское пространство. Последний вариант в наибольшей степени отвечает потребностям региона. Евразийская интеграция позволит осуществлять развитие без нарушения историкоментальной специфики обществ. Основными партнерами Центрально-азиатских республик в этом случае становится Россия и страны-участницы СНГ, ШОС, ОДКБ и ЕврАзЭС. Впрочем, это не исключает и тесной взаимосвязи с такими государствами, как Китай, Иран и другими, выбравшими в качестве типа модернизации самобытное развитие. Ссылаясь на «устрашающие данные о плачевных перспективах третьего мира», приводимых многими изданиями, в том числе на уровне ООН, Шишков утверждает, что они в значительной мере результат своего рода статистической аберрации, неспособности или нежелания отличать относительные показатели ухудшения условия жизни в ряде периферийных регионов мира с по сравнению с быстро прогрессирующими регионами от абсолютных данных, свидетельствующих о постепенном улучшении этих условий для подавляющего большинства населения Земли, в том числе и наиболее отсталых регионов Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). С.205. .

Без влияния глобализации, считает долгов, разрыв между бедными и богатыми странами был бы более значительным, по крайней мере, по двум причинам: импорт в развитые страны и прямые иностранные инвестиции в страны периферии стимулируют экономический рост в развивающихся странах и потому смягчают неравенство.

Список литературы

1. Вельяминов Г.М. Россия и глобализация // Россия в глобальной политике. 2006.

2. Голенков Э.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.Н. Общая социология. М. 2005.

3. Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме). СПб, 2000.

4. Знание-Сила, № 9, 2005, «Демографические странности»

5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. Под науч. ред. О.И. Шкаратана. М., 2000.

6. Коллонтай В.М. О неолиберальной модели глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 1999. №10

7. Неклесса А.И. Конец цивилизации, или конфликт истории // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 3.

8. Павлов Е.В. Политическая система переходного общества в условиях глобализации: центрально-азиатская специфика. -- М.-Бишкек: Издательство КРСУ, 2008

9. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: Учебник. М., 2005.

10. Синцеров Л.М. Длинные волны глобальной интеграции // Мировая экономика и международные отношения. 2000.№ 5.

11. "Экономическая социология": 2010. Т. 11. №5

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность социально-классовой структуры советского общества. Анализ состава интеллигенции. Исследование структуры рабочего класса. Особенности формирования среднего класса в СССР. Современный российский средний класс. "Новые бедные" и "новые богатые".

    контрольная работа , добавлен 20.02.2010

    Особенности социального положения пожилых людей, их социально-экономическое положение в современном обществе. Проблемы социальной работы с пожилыми людьми в настоящее время. Исследование социально-экономического положения пожилых в Агинском округе.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2012

    Социально-философское исследование правовой культуры в условиях общественной модернизации России. Характерные черты традиционного и современного общества. Политика Горбачева по демократизации страны, провал либеральной модели и построение капитализма.

    контрольная работа , добавлен 05.01.2011

    Типология общества в классический период становления социологии. Традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества. Харизматический тип господства. Концепции постэкономического общества. Данилевский Н.Я.: теория культурно-исторических типов.

    реферат , добавлен 23.01.2015

    Теоретические основания изучения положения инвалидов в современном обществе. Восстановление работоспособности и создание равных возможностей. Положение инвалидов в развивающихся странах. Занятость инвалидов в РФ в начале XXI века. Программа реабилитации.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2012

    презентация , добавлен 01.12.2010

    Определение негативных последствий глобализации как неотъемлемого элемента процесса модернизации. Принципы взаимоотношения экономики и общества в эпоху постмодерна. Проблемы осуществления программ модернизации в колониальных странах незападных обществ.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2010

    Классификация миграции населения по организации, направленности, продолжительности и мотивам. Влияние переселения людей на изменения половозрастной, культурной и социальной структуры населения и уровень социально-экономического развития регионов.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2012

    Определение природы гетерогенности и неравенства как базовых характеристик общества. Формирование социальных классов в результате процесса дифференциации. Функционалистская и конфликтологическая теории стратификации. Модели классовой структуры социума.

    контрольная работа , добавлен 04.05.2011

    Трансформация института семьи на протяжении столетий и его состояние на современном этапе. Изменения в социальной структуре общества, приведшие к уменьшению роли в нем семьи, последствия такого положения. Негативные проявления в современной семье.

Просмотры: 32 306

С развитием человечества и под воздействием новейших технологий появляются новые проблемы, о которых ранее люди даже не задумывались.

Они копятся и со временем начинают разрушать современное общество духовно и физически. Каждый человек слышал о мировых проблемах современного общества, таких как истощение полезных ископаемых, парниковый эффект, перенаселение и ухудшение экологического состояния нашей планеты. Помимо глобальных трудностей, любого гражданина могут коснуться, или уже касаются, социальные, нравственные, экономические и политические проблемы. К одной из них можно отнести различного рода зависимости. Ухудшение уровня жизни, потеря работы и отсутствие денежных средств многих приводят к стрессам и депрессиям. Люди хотят забыться и пытаются снять нервное напряжение алкоголем или наркотиками. Однако речь идет не только о вредных привычках, злоупотреблении спиртным или приеме наркотических средств. Современное общество, словно вирус, поразила зависимость от кредитов, компьютеров и интернета, а также лекарств, навязанных рекламой. При этом от одних современных проблем лучше избавиться или вообще их не иметь, к другим остается лишь приспособиться. Ведь часть из них – это обычные трудности, которые можно преодолеть и получить бесценный жизненный опыт.

“ Читайте также:

Наиболее распространенные проблемы общества

Социальное неравенство. Богатые и бедные граждане всегда были и есть. Однако сейчас между этими слоями населения огромная пропасть: у одних людей банковские счета с баснословными суммами, другим не хватает средств даже на мясо. По уровню доходов социум можно разделить на три группы:

  • Богачи (президенты, короли, политики, деятели культуры и искусства, крупные бизнесмены)
  • Средний класс (служащие, врачи, преподаватели, юристы)
  • Бедняки (неквалифицированные рабочие, нищие, безработные)

Рыночная нестабильность в современном мире привела к тому, что значительная часть граждан живет за чертой бедности. В результате происходит криминализация общества: грабежи, разбои, мошенничество. Однако при отсутствии сильно выраженного социального неравенства количество преступлений значительно меньше.

Кредитная кабала. Назойливые рекламные слоганы, призывающие брать сейчас, а платить потом, прочно засели в народных умах. Некоторые люди не глядя подписывают кредитный договор, поэтому не знают, чем опасны быстрые займы. Финансовая безграмотность не позволяет оценить собственную платежеспособность. Такие граждане имеют несколько кредитов, которые не могут своевременно погасить. К процентной ставке добавляются штрафные санкции, которые могут стать даже больше задолженности.

“ Читайте также:

Алкоголизм и наркомания. Эти болезни являются опасной социальной проблемой. Основные причины, по которым люди пьют: общая неустроенность, безработица и нищета. Наркотики обычно употребляют из любопытства или за компанию с друзьями. Прием этих веществ ведет к моральной деградации личности, разрушает организм и вызывает смертельные заболевания. У алкоголиков и наркозависимых часто рождаются больные дети. Асоциальное поведение для таких граждан становится нормой. Под воздействием алкоголя и наркотиков они совершают различные преступления, что негативно сказывается на жизни общества.

Уход от традиционных семейных ценностей. Каждому человеку семья дает необходимую психологическую поддержку. Однако в современном обществе наблюдается уход от традиционной семьи, который связан с пропагандой гомосексуальных отношений, так популярных в странах Запада. А легализация однополых браков в некоторых государствах, разрушает исторически сложившиеся гендерные роли. Ведь еще в каменном веке мужчина являлся основным добытчиком, а женщина – хранительницей очага.

Навязанные болезни и медикаменты. Производителям лекарств нужны нездоровые люди, ведь чем больше больных, тем лучше продается товар. Чтобы фармацевтический бизнес приносил стабильный доход, гражданам навязывают болезни и создают ажиотаж. Например, недавняя массовая истерия вокруг птичьего и свиного гриппа, сопровождалась ежедневными сообщениями в СМИ о новых жертвах заболевания. В мире началась паника. Люди стали скупать всевозможные лекарства, витамины, марлевые повязки, которые в пять-шесть раз возросли в цене. Так фармацевтическая индустрия постоянно получает колоссальную прибыль. При этом одни медикаменты не лечат, а лишь устраняют симптомы, другие – вызывают привыкание и помогают лишь при постоянном приеме. Если человек перестает их принимать, то симптомы возвращаются. Поэтому гражданам вряд ли когда-нибудь предложат по-настоящему эффективные лекарства.

Виртуальный мир. Большинство детей с раннего возраста имеют свободный доступ к компьютеру. Они проводят много времени в виртуальном мире и отдаляются от реальности: не хотят гулять, общаться со сверстниками, с трудом делают домашние задания. Даже в период каникул школьники редко встречаются на улицах. Сидя за компьютерами, дети уже не могут обходиться без мира иллюзий, в котором чувствуют себя безопасно и комфортно. Компьютерная зависимость – это зарождающаяся проблема в современном мире.

“ Читайте также:

Теракты. Серьезной общественной проблемой являются террористические акты в разных частях земли. Захват заложников, перестрелки, взрывы в метро и аэропортах, подрыв самолетов и поездов уносят миллионы человеческих жизней. Терроризм бывает глобальным, как, например, ИГИЛ и Аль-Каида. Эти группировки хотят завладеть оружием массового уничтожения, поэтому используют глобальные средства для достижения своей цели. Действуя по всему миру, они устраивают в разных государствах теракты с многочисленными жертвами. Террористами также могут быть одиночки, недовольные политикой своего государства, например норвежский националист Брейвик. Обе разновидности являются чудовищным преступлением, в результате которого гибнут невинные люди. Предугадать теракт невозможно, а его случайной жертвой может стать абсолютно любой человек.

Военные конфликты и вмешательство в дела других государств. В Украине страны Запада устроили государственный переворот, который заранее проплатили, оказали информационную и политическую поддержку. После чего США и ЕС приказали пойти войной на жителей Донбасса, не желавших подчиняться украинской власти. При этом западные страны, которые так любят кричать о правах человека, промолчали в сложившейся ситуации. А США финансово помогали Киеву и поставляли военную технику. Когда же Россия оказала помощь Донбассу, оружием и продовольствием, то мгновенно подверглась критике Запада и обвинениям во вмешательстве в дела Украины. При этом была возможность договориться о перемирии, однако Киев с подачи США и ЕС выбрал войну. Жертвами политических игр стали жители Донбасса. Тысячи людей благополучно жили и вдруг все потеряли, оставшись без крыши над головой. Это не единичный случай, США неоднократно вмешивались в дела стран Ближнего Востока и других государств.