Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Значение крестоцветных в природе и жизни человека. Семейство крестоцветные. Задания для учеников, интересующихся биологией

Значение крестоцветных в природе и жизни человека. Семейство крестоцветные. Задания для учеников, интересующихся биологией

Капуста, редис, горчица, пастушья сумка... Как вы думаете, что объединяет все эти растения? Правильный ответ - строение и общая характеристика которых представлены в нашей статье, широко распространены в природе и выращиваются в качестве культурных растений. Каковы особенности этих растений? Давайте разберемся вместе.

Общая характеристика

Семейство Крестоцветные, или Капустные, относится к классу Двудольные. Они характеризуются парой семядолей в зародыше семени. Капустные получили свое название благодаря самому распространенному представителю. Красно- и белокачанная, цветная, кольраби, пекинская, савойская, цветная, брюссельская - всего сортов капусты насчитывается более тридцати. В переводе с кельтского "кап" переводится как "голова". И действительно, форма этой части тела очень похожа на укороченный и утолщенный побег этого растения - кочан.

За редким исключением, все капустные являются травянистыми растениями со Листья крестоцветных простые. На стебле они расположены очередно. Листья, расположенные у основания побега, формируют прикорневую розетку.

Крестоцветные: формула цветка

Представители семейства капустных имеют еще одно название. Его они приобрели благодаря строению цветка. Их еще называют крестоцветными. Диаграмма и формула цветка, которая имеет вид Ч4Л4Т2+4П1, содержат всю необходимую информацию о его строении. Цифры в данной формуле означают количество элементов, а большие буквы - первые в названии определенных частей.

Генеративный орган

Итак, формула цветка семейства крестоцветных начинается с обозначения Ч4. Это означает, что растения этого семейства имеют по 4 чашелистика. Они зеленого цвета, расположены у основания цветоложа крестообразно. Таким же образом прикрепляются и лепестки. Строение венчика в формуле обозначается как Л4. Четыре свободных лепестка располагаются крест-накрест, определяя второе название семейства. Венчик может быть желтым, розовым, лиловым или белым. Особенно яркие лепестки имеют ядовитые растения. Их типичным примером является желтофиоль. Его легко отличить по ярко-желтым соцветиям. Его сок содержит гликозиды. Эти ядовитые вещества негативно влияют на деятельность сердечной мышцы.

Из формулы цветка крестоцветных растений сразу становится понятным, что эти структуры являются обоеполыми. Это значит, что в них располагаются и пестики, и тычинки. Это основные части любого цветка.

Т2+4 - это значит, что всего тычинок шесть. Две из них короткие, а четыре - длинные. Пестик всегда один (П1). Как правило, цветки капустных мелкие. Они собираются в кисти, которыми заканчиваются все ветки или один главный стебель. Из таких соцветий развиваются плоды крестоцветных - стручки или стручочки. Оба эти вида сухие и раскрывающиеся. Они раскрываются по верхнему и нижнему шву от верхушки к основанию. Семена расположены на перегородке внутри плода. Стручочек отличается тем, что он значительно короче и шире стручка. и формируют плод другого типа - орешек.

Опыление и условия формирования семян

Формула крестоцветных свидетельствует о том, что эти растения способны к самоопылению. Оно происходит в пределах одного цветка. Возможен также процесс перекрестного опыления с помощью ветра или насекомых. Последние являются наиболее эффективными переносчиками пыльцы. Это медоносные и дикие пчелы, шмели, мухи, бабочки, вечерницы. Насекомых привлекает яркая окраска соцветий и характерный запах медоносов.

Разнообразие

Кроме известных овощных культур, к которым относятся капуста, редька, турнепс, хрен, человек выращивает и масличные виды. Самыми распространенными из них являются горчица и рапс. Среди крестоцветных, формула цветка которой определяет название этого семейства, известны и сорные виды. Это икотник, пастушья сумка, ярутка. Среди медоносных видов широко известны рыжик, сурепка, рапс.

Хозяйственное значение

Человек давно научился использовать разные части этих растений. Самым известным крестоцветным с ценными листьями, естественно, является капуста. Витамин С не разрушается в ней даже при длительном хранении в свежем и соленом виде. Поэтому систематическое употребление капусты способствует повышению иммунитета. А вот горчица не только употребляется в пищу в качестве приправы. Из ее зерен получают порошок, который используют наружно при простудных заболеваниях легких и верхних дыхательных путей.

Зная формулу семейства крестоцветных, их легко различить среди других растений. Яркие соцветия с хорошо заметными крестообразными венчиками выделяются на общем зеленом фоне. Это делает их заметными для пчел. Поскольку эти культуры цветут уже в мае, такой мед пасечники получают первым.

Редька славится своими корнеплодами. Эфирные масла и соединения серы придают им характерную горечь и остроту. Эти вещества улучшают процессы пищеварения, повышают аппетит. Сок редьки применяют для лечения простудных заболеваниях, воспалении и печени, и желчного пузыря. Листья используют не только у капусты, но и у хрена. Их добавляют к соленым овощам, в качестве приправы к острым и мясным блюдам.

Итак, крестоцветные, формула цветков которых - Ч4Л4Т2+4П1, характеризуются наличием четырех свободных лепестков и чашелистиков. Они располагаются крестообразно. Это и определяет название семейства. Среди представителей крестоцветных, или капустных, широко известны овощные, масличные, декоративные, медоносные, кормовые и сорные виды.

1. Какие растения относятся к семейству крестоцветных?

Крестоцветные насчитывают 350 родов и 3000 видов. Больше всего их в странах Средиземноморья, на Кавказе, в Средней Азии, главным образом в горах. Но много их и в умеренно-холодных районах. Среди крестоцветных очень много сорных растений, обитающих на полях, а также так называемых мусорных, растущих близ жилья человека, вдоль железных дорог и т. п.

2. Общие признаки семейства крестоцветных, плодов).

Крестоцветные — травянистые растения, часто однолетние и двулетние. Листья очередные,

Цельные или рассеченные, без прилистников. Соцветие — кисть, в верхней части переходящая в щиток. Цветок правильный, с двойным околоцветником. Чашечка раздельнолистная из 4 чашелистиков в 2 кругах. Венчик раздельнолепестный, из 4 лепестков. Тычинок 6, в 2 кругах: 2 короткие и 4 длинные. Пестик 1, завязь верхняя.

Плод — стручок или стручочек — разновидность стручка, если его длина не более чем в 3 раза превышает ширину. Например, стручки — у редьки, капусты; стручочки — у пастушьей сумки, клоповника.

3. Значение представителей семейства крестоцветных в природе и для человека.

Представителей семейства есть овощные растения. Важнейшее из них — капуста. Кочан капусты — фактически гигантская почка, имеющая укороченный стебель — кочерыжку и большое количество листьев, загнутых внутрь благодаря более сильному росту их нижней стороны. Высаженная на следующий год кочерыжка может развить соцветие. Кроме кочанной капусты, разводят цветную капусту, брюссельскую капусту, кольраби и др. Другие овощные растения: репа, брюква, редька и редис. В качестве приправы используют корни хрена. К масличным растениям относится горчица. Из ее семян получают масло. То, что остается после отжима масла, перемалывают в порошок, из которого получают столовую горчицу, а также приготовляют горчичники. Встречаются среди крестоцветных лекарственные растения, например, пастушья сумка.



  1. 1. Какое значение имеют соцветия для растений? Соцветие — это побег или система побегов, которые несут цветки. В соцветиях разных растений есть разное количество цветков...
  2. 1. Какие растения относятся к семейству сложноцветных? Сложноцветные — самое крупное семейство цветковых растений, известно около 25 тыс. видов и 1000 родов. К сложноцветным относятся...
  3. 1. Какие растения относятся к семейству розоцветных? Растения семейства розоцветных, или розовых распространены по всей Земле, главным образом в тропических областях Северного полушария. К ним...
  4. 1. Какие растения относятся к семейству пасленовых? Пасленовые насчитывают 85 родов и 2300 видов. Это тропическое семейство. Больше всего пасленовых — в Южной и Центральной...
  5. 1. Общие признаки семейства лилейных, плодов). Представители семейства распространены в основном в тропических и субтропических районах, а также в средней полосе России, где произрастают в...
  6. 1. Какие растения относятся к семейству мотыльковых? Семейство бобовые, или мотыльковые — одно из крупных семейств, распространенных по всему свету, наибольшее многообразие наблюдается в странах...
  7. МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. Ф. КАТАНОВА ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ, КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА специальность 021700 — «Филология» Абакан, 2001 ВВЕДЕНИЕ...
  8. 1. Что такое растительный мир? Как он возник и развивался? Жизнь возникла в водной среде. Первые растения также возникли в воде. Это были микроскопические одноклеточные...
  9. 1. Что является основой вегетативного размножения? Вегетативное размножение — это свойство, которое отличает растительные организмы от животных. Основой вегетативного размножения является способность растений к регенерации....
  10. 1. Характерные особенности строения и развития насекомых отряда Прямокрылые. К этому отряду относятся кузнечики, саранча, сверчки, медведки. Передние крылья прямые, кожистые, относительно узкие, складывающиеся вдоль...
  11. Питание является основой существования человека, а организация питания — одной из основных проблем человеческой культуры. Инстинкт самосохранения и обеспечения жизнедеятельности много тысячелетий назад привел человека...
  12. Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но...
  13. 1. Какие условия необходимы для фотосинтеза и дыхания? Необходимыми условиями фотосинтеза является наличие хлорофилла, света, воды и углекислого газа — СО2 . Хлорофилл содержится в...
  14. 1. Как образуются органы растений? Продолжительность жизни разных растений не одинаковая. Некоторые растения живут недолго, некоторые имеют продолжительный период жизни. Однако, несмотря на разность в...
  15. 1. Общие признаки папоротникообразных. Папоротникообразные имеют корни и побеги, размножаются спорами. Споры образуются в спораниях в результате редукционного деления. В жизненном цикле преобладает спорофит, половые...

Значение представителей семейства крестоцветных в природе и для человека.

Среди представителей семейства есть овощные расте­ния. Важнейшее из них - капуста. Кочан капусты - фак­тически гигантская почка, имеющая укороченный стебель - кочерыжку и большое количество листьев, загнутых внутрь благодаря более сильному росту их нижней сторо­ны. Высаженная на следующий год кочерыжка может раз­вить соцветие. Кроме кочанной капусты, разводят цветную капусту, брюссельскую капусту, кольраби и др. Другие овощные растения: репа, брюква, редька и редис. В качест­ве приправы используют корни хрена. К масличным расте­ниям относится горчица. Из ее семян получают масло. То, что остается после отжима масла, перемалывают в поро­шок, из которого получают столовую горчицу, а также при­готовляют горчичники. Встречаются среди крестоцветных лекарственные растения, например, пастушья сумка.

Значение представителей семейства крестоцветных в природе и для человека.

4.7 (93.33%) 3 votes

На этой странице искали:

  • значение крестоцветных
  • значение крестоцветных в природе и жизни человека
  • вегетативные органы крестоцветных
  • значение семейства крестоцветных
  • написати реферат на тему Значення Хрестоцвітих у природі та житті людини

Класс: 6

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой темы, учебной информации, применение в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Цели по содержанию :

  • Образовательная цель - продолжить работу по формированию систематических понятий: класс, семейство, род, вид; сформулировать знания учащихся о признаках растений семейства крестоцветные.
  • Развивающая - совершенствование у учащихся умений классифицировать растения, сравнивать, делать соответствующие выводы, навыков работы с натуральными объектами.
  • Воспитательная - способствовать формированию учащихся бережного отношения к растениям.

Форма урока - урок - путешествие с элементами ролевой игры.

Тип урока - комбинированный.

Оборудование: таблицы "Семейство крестоцветные", гербарии растений семейства крестоцветные, модель цветка капусты, коллекции и муляжи плодов (коллекция разнообразных стручков и стручочков).

Ключевые слова и понятия: класс двудольные, семейство крестоцветные; представители растений семейства крестоцветные; использование растений семейства в различных отраслях человеческой деятельности: пищевые, кормовые, медоносные, масличные культуры, лекарственные растения, декоративные растения семейства крестоцветные. Двойной околоцветник, чашечка, формула цветка, плод стручок или стручочек.

  • По источнику знаний : словесный, наглядный, практический.
  • По характеру деятельности учащихся : частично-поисковый.
  • По характеру деятельности учителя : проблемный.
  • Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствует учащихся, определяет их готовность к уроку. Сообщает о том, что мы продолжаем изучать семейства растений класса двудольные.

С какими же семействами растений класса двудольные мы познакомились? Ребята отвечают.

Сегодня мы познакомимся с еще одним семейством растений, представители которого имеют большое практическое значение в жизни каждого из нас? Что же это за семейство?

Предлагаю отгадать следующие загадки (группа ребят заранее к уроку их приготовила)

На грядке за амбаром
Разросся стебель шаром (капуста кольраби)

Девица - белолица,
Солнце не выносит,
Зонтик себе просит (цветная капуста)

На плечах Игнашки
Сорок три рубашки -
Все из ткани отбеленной,
А поверх - пиджак зеленый (Развитие капусты. Кочан капусты)

Был ребенок - не знал пеленок,
А стал стариком -
Сто пеленок на нем. (кочан капусты)

5. Безсчету одежек и все без застежек (капуста)

6. Нота. Часть танца (репа)

Первый слог - песня весенней капели,
Второй - губы.
Все - растение, про которое
Сложена загадка:
"Был ребенок - не знал пеленок,
Стар стал - пеленаться стал" (капуста).

Учащиеся отвечают, что сегодня мы будем изучать семейство, к которому относится растение - капуста. Это семейство - крестоцветные. Итак, ученики формулируют цель урока.

Как же данная задача будет решаться на уроке: при помощи каких методов, форм? Это будет урок - путешествие по семейству крестоцветные .

Сегодня мы путешествуем в страну растений семейства Крестоцветные. Я надеюсь, что мы раскроем немало тайн. Желающие проверить свои силы уже собрались на месте. А вот план нашего путешествия.

Проверка готовности отряда к путешествию на контрольном пункте.

  • Остановка на станции "Определительная "
  • Остановка на станции "Музейная"
  • Остановка на станции "Познавательная"
  • Завершение путешествия на таможне.

Ну что, в путь?

Контрольный пункт.

Ребятам предлагаются задания по карточкам тестового характера (по вариантам) Приложение 1

Вариант №1.

Задание №1.

Укажите номера, под которыми обозначены признаки растений семейства мотыльковых:

1. Плод-стручок или стручочек.

2. Венчик цветка состоит из четырех лепестков.

3. Плод - боб

4. На корнях образуются клубеньки, в которых живут бактерии, усваивающие азот из воздуха

5. Цветок имеет один пестик и шесть тычинок

6. Цветок имеет один пестик и десять тычинок

7. Тычинок в цветке много

8. Венчик цветка состоит из пяти неодинаковых лепестков, сложенных как приподнятые крылья бабочки.

Задание №2

Игра "Третий лишний"

1. Соя, фасоль, томаты.

2. Перец, баклажаны, арахис

3. Картофель, белена черная, капуста.

Вариант № 2

Задание №1

Выбрать признаки растений семейства пасленовых:

1. Корень стержневой

2. Листья с сетчатым жилкованием

3. В цветке шесть тычинок и один пестик

4. Чашечка состоит из пяти сросшихся лепестков.

5. Венчик состоит из пяти сросшихся лепестков.

6. Плод - стручок или стручочек

7. Пдлод - ягода или коробочка

8. Пастушья сумка

9. Паслен черный

10. Картофель

Задание №2

Игра "Третий лишний"

1. Соя, фасоль, томаты

2. Перец, баклажаны, арахис

3. Картофель, розы, капуста.

После выполнения тестовых заданий осуществляем проверку так: карточки с сюрпризом, раскройте низ карточки и найдете там ответы на задания. Самоконтроль.

Критерии оценивания указаны на карточке.

Итак, ребята, получилось, что в каждом варианте лишним растением оказалась - капуста.

Проблема: почему капусту, репу относят к семейству Крестоцветные? Каковы их общие признаки?

Здесь ребята выполняют лабораторную работу - "Растения семейства крестоцветных."

(каждому учащемуся выдается инструктивная карточка) Приложение 2

Цели: научиться определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.

Оборудование: гербарные экземпляры редьки дикой, пастушьей сумки, сурепки обыкновенной, коллекция плодов.

Ход работы

1. Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.

2. Рассмотрите гербарный экземпляр растения. Определите внешние признаки вегетативных органов растения.

3. Определите тип корневой системы (стержневая или мочковатая). О принадлежности к какому классу это может свидетельствовать?

4. Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый или деревянистый), определите характер его роста (прямостоячий, вьющийся, стелющийся).

5. Определите особенности листьев: жилкование, характер листовой пластинки (простой или сложный, цельный или изрезанный, тип листорасположения.

6. Рассмотрите соцветие и определите к какому типу оно относится.

7. Зарисуйте гербарный экземпляр растения, подпишите его название и укажите его основные признаки.

8. Зарисуйте строение цветка, укажите его основные части.

9. Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь

10. Рассмотрите строение плода, сравните его с плодами из коллекции и определите тип плода.

11. Зарисуйте и подпишите плод.

Обобщите полученные результаты и на основании их сделайте вывод о принадлежности растения к семейству крестоцветные.

Ребята делают следующие выводы:

семейство включает около 3200 видов растений;

Цветки с крестообразно расположенными лепестками, чашечка из 4 чашелистиков, венчик из 4 лепестков, с 6 тычинками (2 короткие и 4 длинные) и 1 пестик;

Формула цветка крестоцветных Ч4Л4Т4+2П1;

Соцветие - кисть;

Плоды - стручки или стручочки;

Корневая система - стержневая.

Правильно, ребята, по этим признакам мы относим данные растения к этому семейству.

А вот каково многообразие растений семейства Крестоцветные мы узнаем на следующей остановке.

Следующая остановка - станция "Музейная".

Цель: знакомство учащихся с многообразием растений семейства крестоцветные.

Определить, какова же роль растений семейства крестоцветные в жизни и хозяйственной деятельности человека. (Ребята готовили дома сообщения о растениях семейства крестоцветные). Презентация

А наше путешествие продолжается и следующая остановка "Определительная "

Здесь выполняется практическая работа по определению растений семейства крестоцветные по определительным карточкам. Приложение 3

Перед началом практической работы учитель объясняет детям правила определения растений по определительным карточкам ис помощью определителя.

Цель: формировать умения распознавать растения с определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения, продолжать формировать навык работы с натуральными объектами.

Оборудование: гербарии растений семейства крестоцветные (редька дикая, пастушья сумка, ярутка полевая), школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупы.

Ход работы:

Перед началом работы необходимо напомнить учащимся о правилах техники безопасности.

1.Рассмотрите гербарий растения семейства крестоцветные.

2.Определите окраску венчика, тип плода, форму листовой пластинки.

3.Следуя инструкции по определительной карточке определите, что это за растение.

4. С помощью школьного определителя установите к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.

5.Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения. Укажите последовательность этапов при определении растения. Запишите полученные данные в тетрадь.

Наше путешествие подходит к концу и следующая остановка "Таможня ". Ребятам предлагается выполнить следующие задания с целью закрепления знаний и умений. Приложение 4

Вариант №1.

Отметьте признаки крестоцветных:

1.Тычинок много.

2. Венчик состоит из пяти лепестков

3. Чашечка состоит из четырех чашелистиков

4. Плод стручок

5. Плод костянка

6. Венчик состоит из четырех лепестков.

7. Тычинок шесть: четыре длинные и две короткие

8. Чашечка состоит из пяти чашелистиков.

Вариант №2.

Выбрать правильные утверждения:

1. К крестоцветным относятся как травянистые растения, так и кустарники, и деревья

2. Все крестоцветные имеют простые листья

3. Плоды у крестоцветных -стручки и стручочки

4. Все крестоцветные -двулетние растения.

5. Листья крестоцветных имеют параллельное жилкование..

6. Все крестоцветные имеют формулу цветка - Ч4,Л4,Т4+2,П1.

Контроль за выполнением задания провести так: взаимообмен заданиями и выставление оценок. Оценки каждого сопровождаются комментариями.

Подведение итогов. Обращает внимание учащихся на достижение цели урока.

Рефлексия.

  • О чем вы сегодня узнали на уроке?
  • Достигнута ли цель урока?
  • Пригодятся ли вам в жизни эти знания?
  • Понравился вам урок или нет. Если да, то чем?

Переход к материалу, который будет рассматриваться на следующем уроке.

Творческое задание. Нарисуйте или вылепите из пластилина различные типы плодов растений семейства крестоцветные: стручок без перетяжек, стручок с перетяжками, стручочки различной формы, приведите примеры растений, для которых характерны подобные плоды.

Задание для учеников, интересующихся биологией по выбору:

Напишите формулы цветков комнатных растений, которые цветут в данный момент в кабинете биологии и у вас дома.

Или же, составить кроссворд, синквейн к слову капуста.

Определительная карточка для определения растений семейства крестоцветные.

1. Плод стручок (длинный) ::::::::::::::::::::::2

0.Плод стручочек (длина меньше или равна ширине):::::::::::.5

2. Плоды с перетяжками (бусообразные). Цветки желтые. Стебли и листья имеют редкие жесткие волоски.

Редька дикая.

0. Плоды без перетяжки::::.. 3

3. Носик стручка мечевидный. Цветоножки при плодах, сильно отклонены от стебля. Листья перистонадрезанные.

Горчица белая

0. Стручки с округлым носиком:::::::::::::::::::::4

4.Стручки размером 1-1,5см, прижаты к стеблю.Стебель с растопыренными в стороны ветвями. Верхние листья стреловидные

Гулявник лекарственный.

0. Стручочки размером 2-4 см, отклонены от стебля. Листья ланцевидные.

Желтушник левкойный.

5. Стручочки треугольной формы. Цветки белые, мелкие.Прикорневые листья перисто-раздельные, собраны кучно.

Пастушья сумка.

0.Стручок овальной формы:::::::::::::::::::::::6

6.Стручочки с пленчатыми крылышками, образующими на верхушке плода выемку

Ярутка полевая

0. Стручочки без крылышек:::::::::::::::::::::::7

7. Растение серовато-зеленое от мелких волосков, которыми покрыты стебель и листья

Икотник серо-зеленый

0 Стебель сильно ветвистый, к моменту созревания плодов снизу голый, без листьев. Стручочки овальной формы с выемкой наверху. 0

Клоповник сорный.

Крестоцветные являются одним из самых легкораспознаваемых семейств класса Двудольных. Своё название они получили за форму цветка, в котором крест-накрест расположены 4 лепестка и 4 чашелистика. Тип плода и цветок постоянны для всех 3200 видов, составляющих список семейства.

Какие признаки характерны для растений семейства Крестоцветные

Жизненные формы

Большинство представителей крестоцветных - многолетние и однолетние травы. Несколько видов являются кустарниками и полукустарниками.

Цветок

Цветок всегда имеет 4 лепестка и 4 чашелистика. Большинство крестоцветных цветут жёлтыми или белыми цветками, но встречаются и розовые, красные, тёмно-бурые лепестки. Формула цветка Ч4 Л4 Т4+2 П1.

Рис. 1. Диаграмма и формула цветка крестоцветных.

Цветок имеет 4 длинные и 2 короткие тычинки и 1 пестик.

Цветки собраны в соцветие кисть.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Тип плода

Для всех представителей семейства Крестоцветных характерны плоды:

  • стручок;
  • стручочек.

У стручка длина превышает ширину не менее, чем в 4 раза.

У стручочков - не более, чем в 3 - 4 раза.

Рис. 2. Плоды крестоцветных стручок и стручочек.

Разнообразие плодов проявляется в количестве семян и в характере вскрывания плода. Многие стручки вскрываются двумя створками. Некоторые плоды семейства не вскрываются, а распадаются на членики. Встречаются также односемянные плоды.

Семена без эндосперма.

Листья у крестоцветных обычно собраны в розетку.

Распространение

3200 видов крестоцветных объединены в 350 родов. Распространены в нетропических областях Америки и Евразии. Особенно много видов встречается в Андах, Средней Азии и Средиземноморье.

Хозяйственное значение

Наиболее значимые в хозяйстве крестоцветные - это овощи:

  • капуста;
  • редька;
  • редис;
  • турнепс;
  • репа;
  • брюква.

Капуста во многих европейских странах занимает первое место среди овощей по площади посевов. Очень популярна в национальных кухнях многих народов. Форм и сортов капусты очень много. Наиболее распространены:

  • белокочанная, или огородная;
  • пекинская;
  • цветная;
  • савойская;
  • кольраби.

Капуста весьма ценилась уже в древних цивилизациях - Египте, Риме, Греции. Её селекцией занимался великий Пифагор. Согласно римской мифологии капуста - это капли пота, упавшие с головы бога Юпитера.

В Японии самым популярным из овощных крестоцветных является дайкон. Это один из подвидов редьки.

Турнепс является ценным кормовым растением. В наше время появились сорта, используемые в питании человека.

У большинства овощей используется корнеплод. Кочан капусты представляет собой гигантскую верхушечную почку.

Благодаря высокому содержанию жиров в семенах, рыжик и рапс используются для получения масла.

В дореволюционной России рыжиковое масло было очень популярно. Оно полезно и хорошо влияет на рост ребёнка. После распространения подсолнечника стало редким.

В качестве приправ популярны горчица и хрен. Они улучшают пищеварение, поэтому их хорошо употреблять с тяжёлой пищей (мясом).

Среди крестоцветных много сорных трав:

  • пастушья сумка;
  • ярутка полевая;
  • дескурайния;
  • гулявник;
  • сурепка и другие.

Рис. 3. Дикорастущие растения семейства крестоцветные.

Также немало в этом семействе лекарственных растений. Это:

  • гулявник лекарственный;
  • желтушник левкойный;
  • пастушья сумка;
  • икотник и другие.

Некоторые из этих растений являются токсичными, а другие съедобны. Так, пастушью сумку добавляют в супы и борщи.

Овощные культуры также славятся целебными свойствами. В народной медицине используется капустный сок. Он заживляет раны и язвы, используется для лечения болезней внутренних органов.

При многих заболеваниях используется корень хрена и чёрная редька.

Примерами декоративных крестоцветных являются:

  • левкой (маттиола);
  • вечерница;
  • лакфиоль.

Что мы узнали?

Изучая данную тему в 7 классе, мы дали общую характеристику семейства крестоцветные. Основные признаки, по которым растение относится к данному семейству, - это плод стручок, или стручочек, а также цветок с крестообразно расположенными лепестками и чашелистиками. Среди крестоцветных много сорных растений. Некоторые представители являются овощными, лекарственными, масличными и декоративными культурами.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 384.