Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

Лестницы. Входная группа. Материалы. Двери. Замки. Дизайн

» » Образование деепричастий совершенного вида. Деепричастие Деепричастие несовершенного вида от слова учиться

Образование деепричастий совершенного вида. Деепричастие Деепричастие несовершенного вида от слова учиться

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Ак-Довурака

Разработка урока по теме:

«Деепричастия несовершенного вида»

Разработал(а): учитель русского

Языка Салчак Ш.А.

Ак-Довурак - 2014

Тема. Деепричастия несовершенного вида

Цель: ознакомить, дать понятие о деепричастиях несовершенного вида и способах их образования; совершенствовать правописные умения и навыки; воспитать любовь к русскому языку.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

  1. Практическая работа с языковым материалом

Прочитайте басню Эзопа:

У спящего льва по телу пробежала мышь. Лев проснулся, схватил её и приготовился есть. Мышь умоляла отпустить её, уверяя, что отплатит добром за своё спасение. Лев, расхохотавшись, отпустил её. Но случилось так, что мышь и в самом деле отблагодарила льва, спасши ему жизнь. Попался лев охотникам и они привязали его верёвкой к дереву. А мышь, заслышав его стоны, тотчас прибежала, перегрызла верёвку и освободила его, сказав так: «Тогда ты надо мною смеялся, не верил, что я смогу отплатить тебе за услугу. А теперь будешь знать, что и мышь умеет быть благородной».

  1. Беседа по тексту

Мы только что прочитали очень интересную басню. О чем она? (О доброте, о взаимовыручке, о том, что добру платят добром).

Чему она нас учит? (Ответы учащихся)

Да, вы правы! Ребята, а найдемте теперь в тексте басни деепричастия и деепричастные обороты.

А что называется деепричастным оборотом?

Какими членами предложения являются они?

Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты?

Молодцы! Теперь запишите число и тему нашего урока «Деепричастия несовершенного вида». Сегодня мы должны научиться образовывать деепричастия несовершенного вида и правильно их употреблять в письменной и устной речи.

III. Изучение нового материала

  1. Слово учителя

Деепричастия не имеют самостоятельного значения времени, таккак они обозначают действие либо одновременное с основным действием, либо предшествующее ему, указывают время по отношению ко времени поясняемого действия. Деепричастия несовершенного вида, как правило,обозначают действия, одновременные с поясняемыми действиями: Мыидём разговаривая . Мы шли разговаривая .

2. Ознакомление с таблицей

3. Комментарий учителя

Деепричастия несовершённого вида образуются от основы настоящего времени глагола при помощи суффикса -а(-я). После шипящихупотребляется суффикс -а, в остальных случаях - -я: «Держа кувшин надголовой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Порой она скользиламеж камней, смеясь неловкости своей». (М. Лермонтов) От глагола бытьдеепричастие несовершенного вида образуется с помощью суффикса-учи: будут - будучи: «Но знай читатель, эти строки, с отрадой лёжа набоку, сложил я, будучи в дороге, от службы как бы в отпуску». (А. Твардовский)

Примечание. Форма деепричастий несовершенного вида с суффиксом-учи(-ючи) сохранилась в народном языке: идучи, играючи, глядючи, жалеючи, припеваючи, умеючи:

А смотрели в калитку соседушки, смеючись, на нас пальцем показывали. (М. Лермонтов) Над Москвой великой, златоглавою, над стеной кремлёвской белокаменной из-за дальних лесов, из-за синих гор,по тесовым кровелькам играючи, тучки серые разгоняючи, заря алаяподымается. (М. Лермонтов)

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа

Спишите, обозначьте суффикс, с помощью которого образованы деепричастия несовершенного вида. Подчеркните деепричастия как члены предложения.

1) Кошка бегала по кровле, (не)доумевая, куда спрыгнуть. 2) Мальчишки пом..рали со смеху, смотря на её отчаяние. 3) Долго плакала бедная девушка, воображая всё, что ож..дало её. 4) Садовник повёл пленника на барский двор, а Саша его сопровождал, с бе..покойством поглядывая на свои шаровары, разорва(н,нн)ые и замара(н,нн)ые зеленью. 5) Князь, не теряя пр..сутствия духа, вынул из бокового к..рмана дорожный пистолет и выстрелил в маскирова(н,нн)ого разбойника. (А. С. Пушкин)

2. Работа с упражнениями учебника

Упражнение 174 (устно)

Упражнение 175 (письменно, с выходом на доску)

Деепричастия несовершенного вида обозначают незаконченное добавочное действие. Они отвечают на вопрос что делая?

Рассмотрите таблицу. От каких глаголов образуются деепричастия несовершенного вида? Основа какой формы глагола используется для образования деепричастий несовершенного вида?

От глагола быть деепричастие несовершенного вида образуется с помощью суффикса -учи:

1. Образуйте деепричастия несовершенного вида. Подчёркивайте переходные глаголы. Обратите внимание на то, что суффиксу -ова (-ева) неопределённой формы глагола соответствует суффикс -у- (-ю-) в деепричастии.

Запишите 3-4 деепричастия с частицей не. Есть ли у глаголов бегут, текут, шьют, льют деепричастия несовершенного вида?

2. Спишите словосочетания, образуя от глаголов, если это возможно, деепричастия несовершенного вида.

Произв..дить гре..ки правой и левой рукой, отталк..ваться от стенк.. ба(с, сс)ейна, плавать без замети..й усталост.., вып..лнять движения в воде, плыть брассом, в совершенств.. вл..деть техникой плавания, пр..одолевать д..станцию, ждать с..гнала, д..ржаться г..ризонтально, поворач..вать голову, пр..ближаться к фин..шу, махать руками, показ..ваться над водой, лить воду.

От каких глаголов вы не образовали деепричастий?

Какие из деепричастий вместе с зависимыми словами можно использовать только при описании действий пловца?

Приведите примеры слов, в основу которых входят:

3. Спишите. Выделите суффикс, с помощью которого образованы деепричастия. Запишите в неопределённой форме глаголы, от которых образованы деепричастия.

1. Весело и вел..чаво, словно взлетая, подн..мается могуч..е светило. 2. Алое с..яние ст..ит (не)долгое время над потемневш..й землёй, и, тихо м..гая, как бережно несомая свеч ка, затепл..тся на нём вечерняя звезда. 3. «Эге! - подумал я.- Да это я совсем не туда попал: я слишком забрал вправо»,- и, сам дивясь своей ошибк.., проворно спустился с холма. 4. Я поскорей вык..рабкался на другую сторону и пош..л, заб..рая влево, вдоль оси(н, нн)ика. 5. Летучие мыши уже носились над его заснувшими верхушками, таинстве(н, нн)о кружась и дрожа на смутно-ясн..м неб.. .

(И. С. Тургенев.)

Назовите причастия, укажите их непостоянные признаки.

Над какими орфограммами вы работали, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки?

Упр 5. От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы: Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться. С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения. Упр 6. От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы глаголов и деепричастий. Построить, услышать, завить, растаять. Упр 8 . Найдите предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами. Почему другие конструкции к ним не относятся? Расставьте знаки препинания . 1) Вернувшись в гостиницу он лег спать. 2) Своим делом он занимался спустя рукава. 3) Таня шла по улице не торопясь. 4) Петя шел засунув руки в карманы. 5) Вредно читать лежа. 6) Сережа молчал прислушиваясь к чему-то. 7) Семенов нехотя закрыл книгу. 8) Дети молча слушали сказку. 9) Ленивый сидя спит. 10) Думая о будущем не забывайте о настоящем. 11) Нина согласилась помочь мне скрепя сердце. 12) Подруги проговорили целый час не останавливаясь. 13) Наташа вышла из кабинета директора повесив нос. Упр 9 (В. Песков) (Д. Лихачев) (Р. Казакова) (Б. Пастернак) (И. Павлов) (И. Гофф) 8) И он, очнувшись, запел. 9) Ланской успокоился, предлагая свои доказательства. 10) Часто, взглянув на человека, представляешь себе его дом. Упр 10 . 1) Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя. 2) У воды растут, наклонясь к ней, ивы. 3) Ожидая победу, ее охватило волнение. 4) Увидев отца, Сережа заулыбался. 5) Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. 6) Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер. 7) Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. 8) Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.


От основы глаголов н. ф. сов. вида при помощи суффиксов – в, - ши, – а (- я). (Суффикс - вши больше употребляется в разговорной речи)
1) замирать- замирев- замирая(суф- ать, -в, -я,)

чувствовать - почувствовав- чувствуя (-ать, -в, -я)

безмолвствовать - безмолвствовавший- безмолствуя (-ать, -вши, -я)

наслаждаться - наслаждаясь- насладившись (-ать, -я, -вши)

расстилаться - расстилая- расстилавшийся. (-ать, -я, -вши)

Он сидел, замирев от страха, старался не двигаться.

Корабыль штормило, волны безмолствуя, подбрасывали его из стороны в сторону

Мы всегда радуемся, чувствуя приблежение весны, потому что хочеться тепла.

Она прекрасно играла на скрипке, наслаждаясь музыкой, он представлял как им будет хорошо вдвоём.

Уже наступил полдень, а расстилавшийся туман и не думал рассееваться.

2) Построить- построив, услышать- услышав, завивая, растаять- растаяв.

3) Упр 8 . 1) Вернувшись в гостиницу, он лег спать. 2) Своим делом он занимался, спустя рукава. 3) Таня шла по улице не торопясь.(нет оборота) 4) Петя шел, засунув руки в карманы. 5) Вредно читать лежа. (нет оборота) 6) Сережа молчал, прислушиваясь к чему-то. 7) Семенов, нехотя закрыл книгу. 8) Дети молча слушали сказку. (нет оборота) 9) Ленивый сидя спит. 10) Думая о будущем, не забывайте о настоящем. 11) Нина согласилась помочь мне, скрепя сердце. 12) Подруги проговорили целый час, не останавливаясь. 13) Наташа вышла из кабинета директора, повесив нос. Упр 9 . Определите, в односоставных или двусоставных предложениях использованы деепричастия и деепричастные обороты. В каких типах односоставных предложений они встретились? 1) Заводят собак в городе, соблазнившись редкой их красотой. (В. Песков) 2) Теряя местные черты, новгородская культура приобретает черты общенациональные. (Д. Лихачев) 3) Покидая чужую страну, на нее обреченно взгляну. (Р. Казакова) 4) Заметив мое пробуждение, бабушка улыбнулась. 5) Передвигали мебель, освобождая зал. (Б. Пастернак) 6) Никогда не беритесь за последующее, не окончив предыдущего. (И. Павлов) 7) Читая эти страницы, невольно вспоминаешь Чехова. (И. Гофф) 8) И он, очнувшись, запел.9) Ланской успокоился, предлагая свои доказательства.10) Часто, взглянув на человека, представляешь себе его дом. Упр 10 . Найдите предложения, в которых допущены ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Исправьте их . 1) Выступая на концерте, зал внимательно слушал исполнителя. 2)Ивы растут у воды, наклонясь к ней. 3) Ожидая победу, ее охватило волнение. 4) Увидев отца, Сережа заулыбался. 5) Войдя в автобус, неожиданно пошел снег. 6) Досмотрев до конца интересный фильм, наступил вечер. 7) Подъезжая к лесу, вдруг выскочил волк. 8) Проснувшись от шума, я увидел перед собой нашу собаку.

Алматинская область

Каратальский район

КГУ «Средняя школа имени Лермонтова»

Липаева Елена Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 7 классе

с применением системы критериального оценивания для повышения качества обучения.

Тема урока: Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

ЦЕЛИ УРОКА: познакомить учащихся с образованием деепричастий совершенного и несовершенного вида, формировать умение образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида, воспитание требовательности к себе: трудолюбия, дисциплинированности, аккуратности, добросовестности, ответственности.
Тип урока : комбинированный

ОБОРУДОВАНИЕ : доска, презентация, таблица, раздаточный материал (лист контроля, игра «Верите ли мне», карточки для исследовательской работы)

ХОД УРОКА:

    Настрой на урок:

Добрый день. Вы видите, у нас сегодня необычный урок. Здесь присутствуют гости. Они хотят посмотреть, как мы с вами умеем трудиться, насколько мы целеустремлены и собраны. Думаю, что вы, как всегда будете сегодня внимательны и покажете себя только с лучшей стороны

I . Стадия вызова.

1Притча Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: « Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:

Назови, что ты выбираешь из них.

Ложку, - ответил юноша.

Произнеси это 5 раз.

Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.

Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо…

Что же надо? (Протянуть руку и взять ложку).

Вот вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Вы готовы?

2Загадка.

Загадку эту отгадать совсем не сложно!(слайд1)

Меня с наречием порою спутать можно,

Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл;

Я по значению похоже на глагол.

О какой части речи загадка? Что сегодня на уроке мы будем изучать?

Сегодня на уроке продолжим восхождение в горы по теме «Деепричастия ». У каждого есть лист контроля, куда будете заносить свои результаты покорения высоты.

Но покорение горных вершин – дело трудное. Альпинисты тренируются, изучают климатические условия, особенности маршрута, запасаются необходимым снаряжением, слабых и торопливых горы не любят и часто наказывают.

Ребята, как вы думаете: с чего начинается восхождение к вершине?

Конечно, с медосмотра. Предлагаю перед штурмом 1-ой высоты проверить «здорова» ли память наших альпинистов. Это будет наш старт.

3Актуализация знаний на теоретическом уровне по теме. Игра «Верите ли вы..?»

Я читаю утверждения, если вы согласны, ставите в нужную клетку «+», если нет – «-».

Оценивание работы по критериям:0-1 ошибка – «5 » 2 ошибки – «4 » 3-4 ошибки – «3 » Больше 5 ошибок – »2 « (слайд2)

1Деепричастие – это служебная часть речи.

2Деепричастие обозначает добавочное действие.

3Деепричастие образуется от глагола.

4Деепричастие – неизменяемая часть речи.

5Деепричастие изменяется по лицам и временам.

6Деепричастие в предложении является определением.

7Деепричастие бывают совершенного и несовершенного вида.

8Деепричастие на письме выделяется запятыми 9Не с деепричастиями пишется раздельно, кроме тех, которые без не не употребляются

10 Деепричастие в предложении является обстоятельством.

Проверим ваш багаж знаний(слайд3)

Игра «Верите ли вы?»

№1- №2+ №3+ №4+ №5-

№6- №7+ №8+ №9+ №10+

Поднимите руки, кто написал на «5», «4»? Назовите номера вопросов, где допустили ошибки.

Какое задание вызвало затруднение? О чем это говорит?

Так кто догадался, какую тему будем сегодня изучать? (Слайд4)

Сформулируйте цель урока. (Слайд 4)

Познакомиться с образованием….

Развивать умение правильно …… и ……..

Для чего и где пригодится эта тема?

Чем отличается деепричастие совершенного вида от деепричастий несовершенного вида?

II . Стадия осмысления

Изучение нового материала.

1Самостоятельная работа.Штурмуем 2высоту.

Попробуйте от глаголов образовать деепричастия. (Слайд5) .Выделите суффиксы, при помощи которых образуются деепричастия.

глагол несов.вида (что делают?) дееприч. несов.вида (что делая?)

глагол сов.вида (что сделать?) дееприч. сов.вида (что сделав)

Кричат, нарисовать, замирают, замереть

У каждого глагола выделите основу. Деепричастия расчлените на основу и суффикс. Сделаем выводы и составим опорную таблицу.

2Составление кластера (работа в парах с научными текстами)

ОБРАЗОВАНИЕ ДЕЕПРИЧАСТИЙ

Деепричастия

Основа глагола

Суффиксы

Примеры

несовершенного вида

настоящего времени

дышат - дыша

смотрят - смотря

Учи, -ючи } (редко)

будут - будучи, играют - играючи

совершенного вида

инфинитива

сделать - сделав

подняться - поднявшись

принести - принесши

! От некоторых глаголов деепричастия не образуются. Например: беречь, тереть [жечь, вить, пахать, стеречь, мазать, жать, бить, вязать, а чь, лить, мять

А теперь откройте учебники на стр.103,105 и сравните наши выводы и выводы учебника.

3 Внутренний и внешний круг.Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами

У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы:

К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):

– Что вы поняли?

К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки:

– Что вам не понятно?

4Физминутка Деепричастие

По швам руки ОПУСКАЯ,

Плечи вверх ПРИПОДНИМАЯ,

Корпус влево НАКЛОНЯЯ,

Затем вправо ПРОГИБАЯ,

Головою ПОМОТАВ,

ПОКИВАВ и ПОВЗДЫХАВ...

ОТДОХНУВ немного дружно,

Скажем поработать нужно.

5. Закрепление изученного материала.

Из слов физминутки выпишите деепричастия, определите их вид, объясните, как он образовались.

Поставьте оценки в листе контроля 8деепричастий – «5 » 6-7 – «4 » 5 – «3 » меньшее 5 – »2 « (слайд7)

Работа по учебнику упражнение224 стр104

III Стадия размышления.

Ребята, а как вы думаете, какую роль выполняют деепричастия в нашей речи.

Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Эти свойства широко используют поэты и писатели в своих произведениях.

Использование деепричастий помогает поэту создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы.
Поэтому их очень часто используют в поэтических и прозаических текстах. Предлагаю в этом убедиться.

Исследовательская работа в группах. (Работа с текстами)

Перед вами отрывки из стихотворений великих поэтов! Прочитать отрывки из стихотворений, выполните задания:

-Вставьте пропущенные дееприча стия, определите их вид.

-Выполните их словообразовательный анализ.

-Графически обозначьте деепричастия и деепричастные обороты, вставьте пропущенные знаки препинания.

Сравните оригинал с текстом без деепричастий и определите роль деепричастий этого отрывка, напишите об этом небольшое рассуждение.(слайд 8)

1.Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится":
Взбесилась ведьма злая
И, снегу …,
Пустилась, …,
Прекрасное дитя…

2. Ф.И.Тютчева "Весенняя гроза":

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы … и …,
Грохочет в небе голубом…

3. А.С.Пушкина "Зима!.. Крестьянин, торжествуя…":

Зима!.. Крестьянин, …,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег …,
Плетется рысью как-нибудь…

4. С.А.Есенина "Отговорила роща золотая":

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально ….
Уж не жалеют больше ни о ком…

Слова для справок: почуя, торжествуя, пролетая, резвяся, играя, захватя, убегая

Взаи мопроверка. . Оценивание работы по критериям:

0 ошибок - «5» 1-2 ошибки - «4» 3-4 ошибки - «3» Больше 5 ошибок - «2»

Записать в лист контроля результат (поставить оценку).

1.Ф.И.Тютчева “Зима недаром злится”:
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустилась, убегая,
Прекрасное дитя…

2. Ф.И.Тютчева “Весенняя гроза”:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…

3. А.С.Пушкина “Зима!.. Крестьянин, торжествуя…”:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь…

4. С.А.Есенина “Отговорила роща золотая”:

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая.
Уж не жалеют больше ни о ком…

Работа с сигнальными карточками

Зеленый цвет – есть такое деепричастие; красный – такого слова не существует.

Берегя, спя, кружа, ткя, подойдя, украся, рвя, гня, читаючи, ненавидючи, пия, зная, могши, могя, вря, соблюдая, увезя, лезя, мазая, пахая, сидя, умывая, обидев, жгя, сопя, ехая, мажа.

Подведем итог работы: нельзя образовать деепричастия несовершенного вида:

    от глаголов, корни которых состоят из одних гласных: бить – бьют, шить – шьют, жечь – жгут, ждать – ждут, лгать – лгут, лить, пить и др. Искл.: мчаться – мчатся → мчась.

    от глаголов с основой настоящего времени на г, к, х (глаголы на -ЧЬ) : беречь – берег, мочь – могут, стеречь, течь, жечь, печь, стричь.

    от глаголов на -НУТЬ (с суффиксом -ну-): пахнуть – пахнут, гнуть – гнут, мокнуть – мокнут, тянуть – тянут, гаснуть – гаснут и др.

    от большинства глаголов с основой настоящего времени на шипящий: писать – пишут, резать – режут и др.

    от глаголов: расти, лезть, бежать, вязать и др.

. Игра « Потерявшиеся пословицы» .

    Нужно восстановить пословицу, найти деепричастие, определить вид.

    Не давши слова, крепись…. ….по волосам не плачут.

    Не зная броду,… ….да и шубу в печь.

    Рассердясь на блох… ….а давши держись.

    Снявши голову,… … .потерявши плачем.

    Что имеем не храним,…. … .не суйся в воду.

Заключительная часть урока

Пролетел и наш урок,
Скоро прозвенит звонок.
Все трудились, не ленясь,
Не медля и не торопясь,
Говорили,улыбаясь,
Отвечали, не теряясь,
В работе приняли активное участие.
Скажем спасибо деепричастию.

Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы и подсчитать баллы.

IV Выставление оценок. Оценивание работы по критериям: 25 баллов – «5» 20 баллов – «4» 15 баллов – «3»

V . Рефлексия. Ладошки» : Обведите левую ладонь руку на бумаге.

    Каждый палец это какая то позиция, по которой надо высказать свое мнение:

    Большой -для меня было важным и интересным …..

    Указательный - по этому вопросу я получил (а) конкретную информацию….

    Средний –мне было трудно…..

    Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…..

    Мизинец – для меня было недостаточно……

Это рефлексия мне поможет конкретно понять, над чем нам еще нужно поработать. Спасибо!

VI. Домашнее задание: 1составить текст о распорядке дня, используя деепричастия совершенного и несовершенного вида. 2 упражнение 233 на странице 106.

Термин «деепричастие» появился еще в XVII веке. В его составе две части: дее- (действие) и причастие. То есть это форма, «причастная» к действию. И правда: деепричастие обозначает в предложении добавочное действие глагола, сочетая в себе грамматические признаки глагола и наречия, поэтому иногда эту форму называют отглагольным наречием.

Образование деепричастий имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

1. От основы настоящего времени глаголов несовершенного вида образуются деепричастия несовершенного вида. Используется суффикс -а (-я). Начинают – начиная, делают – делая, играют – играя.

Некоторые глаголы несовершенного вида образуют деепричастия с помощью суффикса -учи (-ючи): идучи, едучи, будучи, играючи, жалеючи, крадучись.

Но в литературном языке формы на -учи (-ючи) не получили широкого распространения. Чаще всего такие формы используются нами д ля стилизации народной и старинной речи и воспринимаются как устаревшие.

Необходимо обратить внимание на то, как образуются формы деепричастий от некоторых глаголо в : сыпать – сыпля (допускается – сыпя ), плыть – плывя, лазать – лазая, страдать – страдая (в художественном стиле речи можно встретить – страждя ), внимать – внимая и внемля (устаревшее), махать – махая (допускается – маша), щипать – щипля.

Некоторые глаголы несовершенного вида не могут иметь формы деепричастия. Как правило, от глаголов, не имеющих в основе настоящего времени гласных, деепричастия не образуются (например, гнать – гнут – гня ). Форма гня – неблагозвучная, поэтому не употребляется в современном русском языке.

К таким глаголам относятся: шить, бить, тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать, есть, рвать, жат ь (руку), пить, жат ь (рожь), мять, ждать, лить, жечь, лгать.

От глаголов с чередованием согласных з–ж, с–ш в основах настоящего времени и инфинитива формы деепричастий образовать невозможно либо же эти формы являются малоупотребительными (например, чесать – чешут – чеша ). Форма чеша не является грамматически правильной.

Это касается таких глаголов, как чесать, весить, резать, вязать, плясать, казаться, лизать, косить.

От глаголов несовершенного вида на -нуть и на -чь формы деепричастий не образуются.

Это глаголы тянуть, беречь, тонуть, жечь, пахнуть, мочь, мокнуть, печь, мёрзнуть, сечь, крепнуть, стеречь, глохнуть, стричься, гаснуть, течь, вянуть.

Также деепричастия несовершенного вида не следует образовывать от следующих глаголов: хотеть, арестовать, стыть, бежать, родиться, колоть, петь, лезть, пахать.

2. От основы прошедшего времени или инфинитива глаголов совершенного вида образуются деепричастия совершенного вида. Обычно используется суффикс -в: продал – продав, сделал – сделав.

Может использоваться также суффиксы -а (-я) или -вши, -ши (делил – деля, войти – войдя; влюбиться – влюбившись, обернуться - обернувшись ).

В абсолютном большинстве случаев в литературном языке используются формы с суффиксом , потому что они являются более краткими и благозвучными. М. Горький выступал против чрезмерно частого употребления форм с суффиксами -вши, -ши, сравнивая эти суффиксы с «вшами», которые ползают по странице, и настоятельно советовал избегать подобных форм. Однако нужно учитывать, что возвратные глаголы обычно имеют только одну форму – оглянувшись, задумавшись. Суффикс -ши употребляется вместо суффикса при образовании деепричастий от многих глаголов с основой на согласную: подрасти – подросши; пасти – пасши.

В ХIX–начале XX в суффикса -а (-я) использовался довольно часто для образования деепричастий совершенного вида (заметив – заметя, наклонив – наклоня, положив – положа ). В современном русском языке многие из этих форм вышли из употребления, однако их можно встретить в художественных текстах той эпохи, например, у М. Горького.

3. При образовании деепричастий одной из основных ошибок является использование одного суффикса вместо другого.

Рассмотрим предложение. Положа вилки на стол, она отправилась посмотреть, готово ли горячее. Использована форма положа с суффиксом вместо правильной формы положив с суффиксом .

Довольно часто ошибки такого рода встречаются при употреблении фразеологизмов . В некоторых фразеологизмах мы можем встретить устаревшие формы деепричастий (очертя голову, положа руку на сердце ). И здесь часто допускают неправильную форму, говоря «очертив голов у» или «положив руку на сердце ».

Также в разговорной речи регулярно можно наблюдать грамматически неверное образование деепричастий от глаголов, от которых вообще нельзя образовать деепричастные формы в литературном языке (Спя, щенок как будто бежал куда-то ).

4. И, конечно, нельзя забыть о теме использования деепричастного оборота в речи.

Сколько уже было написано о том, что деепричастие обозначает добавочное действие, значит, основное и добавочное действие должен совершать один и тот же объект , но ошибки все равно встречаются с пугающей регулярностью.

Прочитайте следующие примеры. В каждом из них одна и та же ошибка: неверное употребление деепричастного оборота.

Читая, мне было интересно. (Кто читал? В предложении нет местоимения «я», а форма «мне» не является действующим лицом)

Сидя у окна, в комнату влетел воробей. (Воробей сидел у окна?)

Занимаясь с учителем, ему очень хотелось есть (Кто занимался? В предложении нет местоимения «он», а форма «ему» не является действующим лицом)

Спеша домой, у него потерялась варежка. (Варежка спешила домой?)

Работая на станке, у него болела голова. (Голова работала на станке?)

Надеюсь, Вы улыбнулись, прочитав данные предложения, и сами не будете допускать ошибок при образовании и употреблении деепричастий.

Удачи Вам и красивого, богатого, правильного русского языка!

Остались вопросы? Не умеете правильно образовывать формы деепричастия?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.