Любые события - важные
В этот ответственный в жизни школьника период, период адаптации к школе, родители должны быть особенно внимательны к своему ребенку. События, какие происходят у него в жизни, внове ему и представляют для незакаленной психики немалый груз. Быть может, поэтому, замечаете вы, ваш ребенок так устает, и то радостное возбуждение, каким сопровождались посещения школы в первые дни
сентября, довольно быстро сменяется заметным унынием. Некоторые проблемы могут возникнуть у первоклашки и со сверстниками, а ребенок, находившийся всю свою жизнь при маме, в «тепличных условиях», не имеет опыта решения этих проблем; он с кем-то повздорил или даже подрался и теперь растерян, угнетен, у него, понятно, нет никакого настроения, и то, что увлекало вчера, сегодня совсем неинтересно, весь мир представляется ему в серых тонах... Вот здесь-то и необходимо вмешательство внимательной мамы.
Тактично выяснив причину изменившегося в худшую сторону настроения (один ребенок расскажет о своих бедах сразу, едва мама начнет расспрашивать его, другой будет таить свои проблемы в себе, но, поскольку он нуждается в помощи взрослого и, должно быть, понимает это, он не будет скрытничать долго), мама должна успокоить ребенка и предложить несколько вариантов его достойного поведения и, соответственно, несколько вариантов развития ситуации; а ребенок пусть выберет и постарается воплотить в жизнь тот, что ему более по душе.
Иногда дети, столкнувшись в школе с «неразрешимыми» проблемами, столь глубоко их переживают, что у них даже начинает страдать самочувствие. Поэтому так важно вовремя заметить, что у ребенка как будто не все благополучно.
Способствовать адаптации к школе
Привыкание, или иначе адаптация, ребенка к школе - процесс довольно длительный и у многих детей особенно «домашних», а также у чрезмерно впе-чатлительных и ранимых, у обладателей так называемой художественной натуры, проходит довольно трудно. И ребенку следует помогать адаптироваться.
Как это делать?.. Чаще разговаривать с ребенком о школе, о великой значимости ее, о том, что пусть и трудно бывает в школе, но без школы современному человеку - никуда; в свободное время вместе прогуляться с ребенком возле школы, поговорить с ним о новых друзьях, при необходимости помочь советом - как выйти из непростой (конфликтной) ситуации; можно рассказать о своих былых взаимоотношениях со школой, о своих трудностях и успехах, чтобы у ребенка была возможность сравнить и чтобы он мог в очередной раз почувствовать себя человеком в обществе (любого поддерживает знание того, что все испытывают одинаковые трудности). Кто-нибудь из родителей должен помочь ребенку организовать дома рабочее место: вот в этом ящике письменного стола должны лежать учебники, а в этом тетрадки; то, что необходимо при работе сейчас, должно быть аккуратно разложено на столе, а не свалено в кучу. Разумеется, мама подпишет красивым почерком тетради, и обернет плотной бумагой учебники, и в пенале наведет порядок, и приколет к ранцу симпатичный значок... причем ребенок должен видеть все, что она делает; наблюдая, он учится, приобщается и, конечно же, укрепляется духом, понемногу адаптируется.
Правильное отношение к отметкам детей
В некоторых школах в начале первого года обучения отметок ребенку не ставят вообще. Потом си-стему отметок вводят, но относятся к отметкам более как к проявлениям некоей игры. Вообще начало обучения ребенка в школе - скорее игра, чем серьезное ответственное дело. И это правильно: игра для ребенка - наиболее гармоничный и эффективный способ обретения знаний. Отметки учитель ставит скорее для себя, чем для ребенка и его родителей. Поэтому и отношение у родителей к отметкам должно быть соответственное.
Если ребенок получает высшие отметки, можно его успехам немного порадоваться, но не превозносить свое чадо до небес, не садить его в «красном» углу и ему не кланяться; если же отметки, мягко говоря, оставляют желать лучшего, то не следует хвататься за голову, паниковать и тем более ругать и на-казывать ребенка; можно разве что демонстративно погрустить - этой вашей реакции будет достаточно для того, чтобы юный школьник сообразил что к че-му и сделал выводы (не хочешь расстраивать любимую маму — старайся).
Неправильно поступают те родители, какие поощряют своего ребенка материально: дают за хорошие отметки деньги, дарят дорогие подарки; нет спору, этот метод поощрения действенный, но он - не более чем начало пути воспитания корыстного, лицемерного человека; поднаторев в «зарабатывании» хороших отметок (хитреца будут интересовать отметки, а не знания), ребенок станет «покупать» у родителей все, что ему необходимо; он даже будет заключать с родителями своеобразные договоры, и в конце концов процесс обучения может обратиться в торг (если не разрешаете мне еще часик поиграть на компьютере, не буду сегодня учить уроки).
Демократия в доме
Родители, желающие воспитать в своем ребенке настоящую сильную личность, должны стремиться к установлению у себя в доме демократических отношений. Для ребенка очень важно чувствовать уважение со стороны родителей; время от времени ему нужно демонстрировать, что он не последний член семьи (место которого в семейной иерархии где-то между старшим братиком и собачкой), что он равен другим, самым уважаемым, и может пользоваться равными с другими правами (но, не забудьте, имеет и обязанности).
Нравственное превосходство, которое имеют родители и иные старшие члены семьи, богатство их жизненного опыта должны быть направлены на достижение истинного авторитета. Без такого авторитета демократический порядок в семье невозможен.
Времена меняются...
Известная мудрость, приписываемая франкскому императору Лотарю (IX в. н.э.), звучит так: «Тешрога mutantur et nos mutamur in illis», что означает: «Времена меняются, и мы меняемся в них». То, что времена меняются, мы можем видеть даже в течение своей не очень длинной жизни. И должны делать определенные выводы. Вместе с временами меняются и дети, и их интересы тоже. То, что было интересно в детстве родителям, а тем более бабушкам и дедушкам, вряд ли сильно увлечет нынешних детей. Трудно представить, например, чтобы наши дети днями напролет играли во дворе в «бабки» или в «лапту» или с азартом бросали в стенку медные пятаки. Времена изменились, изменились и возможности. Детям подавай «приставку» к телевизору, а еще лучше - компьютер с морем разливанным электронных игр... Некоторые родители, ностальгически вспоминая собственное счастливое детство, пытаются научить своих детей тем играм, в которых развивались сами, и приобщить к тем ценностям, к которым когда-то сами приобщились. Но особого успеха их усилия в этом направлении не имеют иные родители, проявляя настойчивость, прямо-таки насаждают на ребенка так называемые стереотипы своего детства.
Они полагают, что ребенок их вырастет непременно хорошим человеком (и таким же многоопытным, мудрым, закаленным перед лицом жизненных трудностей, как они сами), если пройдет именно по тем ступеням, по каким однажды прошли они. Однако это не так. Он, конечно же, вырастет хорошим человеком, достой-ным своих родителей, если родители будут проявлять гибкость, если будут систематически заниматься со своим ребенком, если будут учитывать, что с переменой времен идет переоценка ценностей, если поймут, что ребенку их (этому новому поколению вообще) предстоит пройти по своим ступеням.
От родителей, любящих своего малыша и желающих оказать на него действительно позитивное влияние, требуется, призвав на помощь свои высокие нравственные качества, используя свой немалый жизненный опыт, свой интеллект, помочь ребенку отличить истинные ценности от ложных, — как бы двигаться вместе с ним по его ступенькам, подстраховывать его.
Установите доверительные отношения со своими детьми
Отношения с ребенком должны быть установлены непременно доверительные. С кем еще, помимо самых близких родственников, у ребенка могут быть такие отношения?.. Между тем ребенок часто нуждается в искреннем общении; некоторые проблемы, какие у него возникают, он не в силах разрешить самостоятельно; ему нужны совет и деятельное участие опытного человека - мамы. И если у ребенка по каким-то причинам нет доверительных отношений с мамой, то ему практически невозможно от его проблем избавиться, он принужден страдать под их грузом. Доверительность в отношениях достигается постоянной доброжелательностью мамы, ее ласковостью, уважением к ребенку, активным вниманием и пр.
Ребенок должен быть уверен, что если он обратится за помощью к маме, все его сложности будут быстро и наилучшим способом устранены.
Не оскорблять ребенка подозрительностью
Ребенок должен быть уверен, что родители доверяют ему полностью. Если у ребенка такой уверенности нет, если ему приходится спрашивать разрешения по всякому мелкому поводу, то он вряд ли станет самостоятельным человеком. Ребенок, чувствующий, что слишком бдительные, контролирующие каждый его шаг родители подозревают его в совершении неких недостойных поступков, «сторожат» такие поступки, не может избавиться от комплекса вины, даже если вины нет; со временем он свыкается с комплексом вины, и эта привычка отражается на психологическом профиле ребенка не самым благоприятным образом - вплоть до того, что именно и по-двигает ребенка на те недостойные поступки (иными словами: чего боялись, того и дождались). Одним из условий нормального психического развития ребен-ка является уверенность в том, что родители уважают его. А разве уважение не проявляется в доверии?.. Без доверия со стороны родителей ребенок не может чувствовать себя свободным, не может в полной мере уважать себя.
Первое сентября – важный день в жизни каждого ребенка. Однако, радость от первого похода в школу чаще всего идет рука об руку с волнением. И это неслучайно – с началом школьного обучения в жизни ребенка начинается новый этап. Уроки, домашние задания, новые друзья… Как понять, успешно ли проходит адаптация ребенка к школе, предупредить возможные проблемы и оказать ему посильную помощь?
Под школьной адаптацией принято понимать формирование у ребенка новых привычек, позволяющих ему успешно приспособиться к школьной жизни и ее ключевым особенностям. А именно – новому режиму дня, возросшей интеллектуальной нагрузке, детскому коллективу и т.д. Хорошую школьную адаптацию распознать просто: ребенок, с легкостью адаптировавшимися к школьному обучению, с удовольствием посещает ее и охотно делится с родителями впечатлениями о каждом новом учебном дне. Он не испытывает дискомфорт в общении с педагогами и легко находит новых друзей. Трудности в адаптации ребенка могут выдавать следующие сигналы.
Наличие одного или нескольких признаков может стать для родителей сигналом того, что ребенок столкнулся с трудностями в адаптации к школе. Рассмотрим наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкиваются современные первоклассники и их родители.
1.Эмоциональный стресс. Наиболее сложным периодом в жизни каждого школьника считаются первые две недели обучения. Именно в этот период нервная система ребенка, не успевшая адаптироваться к новому режиму, может болезненно реагировать на нагрузки. Следствием этого может стать повышенная усталость, раздражительность, сонливость, плаксивость.
Как распознать? Главным признаком психоэмоционального стресса ребенка является ухудшение общего физического состояния – нарушения сна, потеря аппетита, а также частые смены настроения.
Как помочь? Для того чтобы режимные моменты не стали слишком серьёзным стрессом, желательно начать приучать ребенка к ним за несколько месяцев до похода в первый класс. Приучите ребенка ложиться и вставать в одно и то же время, выделите время для прогулок, приема пищи и т.д.
2. Страх перед неудачами. По мере того, как школьная программа будет усложняться, ребенок может начать замечать за собой что далеко не все получается так легко, как вначале. Первые неудачи могут серьезно выбить ребенка из коле, а то и надолго отбить у него делание учиться.
Как распознать? Дети, испытывающие страх перед неудачами, крайне болезненно воспринимают замечания со стороны учителей, они боятся приниматься за новое дело. Ошибка допущенная на письме или при чтении, а также выполнении домашнего задания часто провоцирует у него бурные реакции вплоть до слез.
Как помочь? Старайтесь поощрять каждый, даже самый незначительный успех ребенка – будь то правильно прочитанное слово или аккуратно написанный крючок в прописи. Помните, что каждый новый шаг в освоении новых знаний для первоклассника дается с большим трудом. Не менее важно, чтобы ребенок был уверен – вы любите его вне зависимости от его школьных успехов.
3. Неспособность справиться с повышенной интеллектуальной нагрузкой. Школьное обучения требует от ребенка усидчивости, повышенной концентрации внимания. Все это часто требует навыков, еще не до конца резвившихся у ребенка младшего школьного возраста.
Как распознать? Ребенка, не справляющегося с интеллектуальной нагрузкой, выдает возбудимость, невнимательность, отсутствие интереса к чему-либо. Они могут демонстрировать беспричинное упрямство и негативизм, вплоть до полного отказа от учебной деятельности.
Как помочь? Начало младшего школьного возраста для ребенка отмечается сменой ведущего вида деятельности – на место игровой приходит учебная. Для того, чтобы этот переход стал для ребенка менее болезненным постарайтесь смягчить его, включая в обучение игровые моменты. А также разнообразив процесс заучивания нового материала при помощи наглядных пособий. Это позволит «разгрузить» психику ребенка, превратив скучное обучение в увлекательную и интересную игру.
4.Несформированность познавательной мотивации. Отсутствие понимания важности школьного обучения.
Как распознать? Дети, у которых не до конца сформирована познавательная мотивация не понимают для чего они ходят в школу и зачем им нужно школьное обучение.
Как помочь? К сожалению стоит отметить, что большинство родителей редко уделяют мотивационной готовности ребенка к школе должное внимание. На самом деле уже к моменту поступления в первый класс ребенок должен очень четко понимать, для чего он идет в школу и как ему могут пригодиться полученные знания в будущем.
5.Болезненная адаптация в новом коллективе. Довольно часто дети страдают из-за плохих отношений как с коллективом сверстников, так и учителем.
Как распознать? Ребенок не рассказывает об одноклассниках и о том, как он проводит время с детьми в школе и за ее пределами. А зачастую – жалуется на действия со стороны других детей и педагога.
Как помочь? Для начала определитесь с тем, какие именно проблемы мешают ребенку наладить отношения с одноклассниками. Дети не хотят играть с ним потому, что он задирает и бьет сверстников? Или ваш ребенок, напротив, сам становится жертвой насмешек и издевательств? Затем – подумайте что именно подталкивает ребенка вести себя именно таким образом. Какие его потребности остаются без внимания? Какие просчеты в воспитании вы допустили? Если вам не удается самостоятельно найти ответы на эти вопросы – не стесняйтесь обратиться за помощью к школьному психологу. Первый класс – это период, когда ребенок начинает приобретать социальную роль, которая может надолго закрепиться и во многом предопределить его будущее.
1. Чаще хвалите ребенка и поменьше критикуйте его. Помните – основная задача сейчас – помочь ему поверить в себя и свои силы
2. Поощряйте ребенка говорить о своей жизни в школе и своем классе. Демонстрируйте искренний интерес к нему
3. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка – темперамент, комфортный для него режим работы и т.д.
4. Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми – сравнивать ребенка можно только с самим собой
5. Старайтесь обеспечить ребенку возможность полноценно организовывать свою досуговую деятельность
Простые советы помогут вашему ребенку безболезненно пережить один из самых сложных периодов в его жизни и понять, что школьная жизнь не так сложна, как это может показаться на первый взгляд.
Ребенок идет в первый класс. Событие это одновременно радостное и волнительное. Перед малышом открывается новая дорога. От того, насколько правильно маленький ученик сделает первые шаги, зависит его будущее. Самому, конечно, крохе не справиться. Правильная адаптация детей к школе - задача педагогического коллектива, а также родителей.
Само понятие подразумевает привыкание к новым условиям. Ребенку, который еще недавно посещал дошкольное учреждение, имел плавающий режим дня, много времени проводил в играх, предстоит перестроиться на другой лад. Нужно будет научиться слушать учителя, выполнять домашнее задание, находить общий язык с одноклассниками. В этом, по сути, и заключается адаптация ребенка в школе. 1 класс в учебном учреждении по праву считается наиболее сложным. Особенно тяжело ребятам, которые ранее не посещали детский сад. Приходится сталкиваться еще и с трудностями социализации.
Адаптация детей к обучению в школе - настоящий стресс для некоторых родителей. В большей степени мамы переживают, что не справятся со своими обязанностями, что ребенок по их вине будет отставать от одноклассников. На хрупкие плечи ложится действительно сложная задача. Необходимо помочь ребенку настроить себя на другие условия жизни. При этом мама ни в коем случае не должна показывать сыну или дочери свои переживания! И чего точно нельзя делать, так это повышать голос на маленького школьника, у которого не получается читать или писать.
Успешность адаптации ребенка может зависеть от многих факторов. В первую очередь это темперамент маленького ученика, а также модель отношений в семье. Если ребенок любит находиться в центре внимания, плохо переносит одиночество, наверняка он быстро сможет привыкнуть к новому коллективу. Также если в семье царит гармония, взаимоуважение, у малыша отсутствуют комплексы, адаптация пройдет с минимальными потерями.
Однако социализация - это лишь малая часть всего процесса. Недостаточно привыкнуть к новому коллективу и учителям. Адаптация детей к обучению в школе - это прежде всего присутствие интереса. Малыш должен понимать, что школу он посещает не потому, что так нужно, а потому, что здесь удастся узнать много новой и полезной информации. Заинтересовать ребенка - задача родителей и педагогов.
Двух одинаковых людей не существует. Так и дети имеют свои психологические особенности. Кому-то достаточно всего нескольких дней, чтобы привыкнуть к новым условиям, а кто-то и через месяц будет чувствовать себя неуютно в чужом коллективе. Психологи традиционно разделяют детей на три группы. Первая - это малыши с легкой степенью адаптации. Сюда входят ребята, которые максимально быстро вливаются в новый коллектив, заводят друзей. Такие дети прекрасно находят с учителями, все их внимание направлено на изучение новых предметов.
Вторая группа ребят считается наиболее распространенной. Сюда входят малыши со средней степенью адаптации к школе. Период привыкания к новым условиям у них более длительный, занимает от нескольких недель до двух месяцев. На начальных этапах обучения дети не принимают те условия, в которые им пришлось попасть. На уроках они могут разговаривать с товарищами, не слушать замечания учителя. Такие ребята изначально не проявляют интерес к учебе. Особенно часто в эту группу попадают ребята, которые не посещали дошкольное учреждение. Адаптация детей к школе пройдет быстрее, если родители будут проводить соответствующую беседу с ребятами задолго до 1 сентября. Стоит объяснить малышу, что в жизни грядут интересные изменения, которые пойдут на пользу. При необходимости с ребенком может поработать психолог.
Третья группа - это дети с тяжелой степенью адаптации. У ребенка наблюдаются негативные формы поведения, он не слушает учителей, обижает одноклассников. Распространенным является и прямо противоположное проявление - маленький школьник замыкается в себе. Ребенок ведет себя очень тихо, не разговаривает, не отвечает на вопросы учителя. В большинстве случаев такие ребята практически не усваивают школьную программу. Проблема адаптации ребенка к школе чаще всего имеет причину. Это либо психологическая травма, либо разлад в семье. Без специалиста в этой ситуации не обойтись.
Успешная адаптация ребенка к школе - задача не из легких. Даже если сын или дочь относится к первой группе, то есть легко налаживает общий язык с новым коллективом, проявляет интерес к обучению, стоит быть готовым к тому, что придется столкнуться с трудностями. Наиболее частая жалоба большинства родителей - лень маленького ученика. На самом же деле ребенок ни в чем не виноват. Он просто потерял мотивацию. Ему неинтересно посещать тот или иной урок, делать домашнее задание по конкретному предмету. Наверняка многие родители замечали, что дети с удовольствием посещают такие уроки, как пение, физкультура, рисование. Потому что на них можно интересно провести время. Задача учителей и родителей - заинтересовать ученика посещать тот предмет, к которому был потерян интерес.
Вербилизм - еще одна проблема, с которой приходится столкнуться многим родителям первоклассников. Проблема в том, что многие мамы и папы с ранних лет малыша огромное внимание уделяют развитию речи. Стишок про мишку в исполнении двухгодовалого ребенка вызывает умиление. Малышом восхищаются, что повышает его самооценку. В школе же оказывается: все, что умеет ученик, - это красиво, чисто разговаривать, четко произносить сложные звуки. При этом процессы мышления проходят достаточно медленно. Программа (адаптация детей к школе - это сложный путь для каждого первоклассника) обязательно должна включать предметы, стимулирующие продуктивную деятельность. Это рисование, лепка, конструирование, мозаика и т. д.
В начале обучения каждый ребенок - это чистый лист. Почему же бывает так, что один малыш превращается в отличника, а другой - в заядлого двоечника? Винить ребенка в плохом обучении глупо. Хроническая неуспеваемость является в первую очередь недочетом родителей, а уже потом учителей. Что же происходит? Маленький ученик не справляется с поставленной перед ним задачей, настроение снижается. При этом многие родители лишь усугубляют ситуацию, начинают ругать малыша. Неуверенность в собственных силах у маленького ученика вырастает в разы. Он не хочет продолжать обучение, чтобы снова не испытывать негативных эмоций. Таким образом развивается хроническая неуспеваемость.
В период адаптации детей к школе родителям стоит запастись терпением. Мамам и папам нужно быть готовым к тому, что многие задачи у малыша будут получаться не сразу. Если правильно подбадривать ребенка, поощрять за удачное выполнение работы, ученик захочет посещать уроки снова и снова.
Ежегодно отечественные методики образования совершенствуются. Во многих учебных учреждениях сегодня принято решение не выставлять оценки за работу детям первого класса. Уже заметны результаты. Адаптация детей к условиям школы проходит менее болезненно.
Первый учитель - это тот человек, с помощью которого малыш привыкает к новым для себя условиям. По специальной программе проводится адаптация ребенка к школе. Методики разрабатываются с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся. О степени адаптации педагог может судить благодаря специальным тестам, которые могут проводиться на одном из классных часов. Чтобы получить более ясную картину, тестирование стоит проводить по окончании первой четверти обучения:
По окончании первой четверти можно провести небольшое анкетирование. Ответы на вопросы помогут выявить уровень адаптации каждого ребенка в классе. Вопросы могут быть следующими:
Чтобы получить честные ответы на вопросы, анкету стоит предложить ребятам заполнить дома, вместе с родителями. Выявив уровень адаптации в классе, педагог выбирает дальнейшую стратегию работы. Практика показывает, что к окончанию первой четверти 90 % ребят уже полностью приспосабливаются к новым условиям.
Для ребят, которые только приспосабливаются к новым условиям, важно преподносить новую информацию в интересной для них форме. Не случайно первые уроки во многих учебных учреждения проходят в виде игры. Наиболее сложная задача для любого первоклассника - целый урок высидеть на своем месте. 40 минут кажутся настоящей вечностью. На помощь придет игра «Прилежный ученик». Ребятам предлагают изображать старшеклассников, которые знают, как следует вести себя в школе. А чтобы игра была интересна малышам, желательно включить соревновательный момент. В конце урока педагог указывает наиболее прилежных учеников, которые награждаются призами.
Психологическая адаптация ребенка к школе пройдет легче, если малыш будет знаком с одноклассниками. Поэтому школьному коллективу рекомендуется перед началом учебного года провести интересное мероприятие в неформальной обстановке. Идеальный вариант - поход. Во время веселых игр на природе малыши смогут познакомиться. У родителей, в свою очередь, появится возможность ближе пообщаться с педагогом.
Ребенку, который только начинает обучение в школе, очень важна моральная поддержка. От того, насколько правильно будут вести себя мамы и папы, зависит адаптация маленького ученика к новым условиям. Стоит поддерживать малыша в любых его начинаниях и ни в коем случае не ругать за неудачи. Никогда не стоит сравнивать ребенка с другими учащимися. Необходимо сделать так, чтобы ученик ориентировался на свой собственный результат. К примеру, если сегодня сын сделал всего две ошибки в домашнем задании, а вчера их было три, это уже реальный успех, который обязательно стоит отметить!
Что еще стоит сделать родителям? Работа по адаптации детей к школе основывается на формировании определенного режима дня. Нужно приучить кроху своевременно ложиться спать, чтобы без проблем вставать утром. Спешка - дополнительный стресс для малыша. Ребенок должен точно знать порядок действий. Утром - в школу, в обед - домашнее задание, вечером - вовремя спать, а в выходные дни можно будет весело провести время с родителями.
Мотивация малыша к изучению школьных предметов также частично ложится на плечи родителей. Мама должна объяснить, для чего стоит изучать английский язык («Выучишь, и мы без проблем будем путешествовать»), математику («Сможешь пересчитать, сколько у тебя игрушек»), чтение («Сможешь прочитать самую большую сказку самостоятельно»).
Адаптация детей к школе сказывается на работе иммунной системы учащихся. Особенно сложно приходится ребятам, которые ранее не посещали дошкольное учреждение. Малыши начинают часто болеть, пропускать уроки. Это сказывается и на психологической адаптации. Частые пропуски приводят к тому, что ребенок не успевает наладить общение в коллективе. Как с этим бороться? Решить проблему поможет педиатр, который выпишет подходящий имунностимулирующий препарат. Самолечением заниматься нельзя.
Уменьшить уровень заболеваемости удастся, если кабинет первоклассников в школе будет вынесен в отдельный блок, где ребята контактируют только с учителями и ровесниками. На состоянии здоровья сказывается также и режим дня. Если будет выделено отдельное помещение, удастся сократить уроки в первой четверти до 35 минут. Занятия обязательно должны проводиться в первой половине дня. В это время ребята проявляют большую активность. Возможность организации дневного сна - огромный плюс. Детям 6 лет все еще очень важен отдых днем. Таким образом удается восстановить мозговую деятельность, а также физическую активность.
Как понять, что адаптация детей к школе проходит правильно? Об этом могут говорить следующие признаки:
Присутствие хотя бы нескольких перечисленных признаков говорит о том, что нормально проходит адаптация ребенка в школе. 1 класс может быть полон ярких впечатлений и воспоминаний. Но, к сожалению, безоблачно адаптация проходит далеко не у всех ребят. Если малыш плохо спит, приходит со школы уставшим, жалуется на отсутствие друзей, стоит проконсультироваться с учителем. Ребятам с тяжелой степенью адаптации нужна помощь психолога.
Педагогическая адаптация ребенка к школе пройдет быстро и безболезненно при правильном взаимодействии учителей и родителей. Успех во многом зависит от эмоционального состояния малыша. Приятный коллектив в школе, теплое общение в кругу семьи - все это приведет к решению поставленной задачи. Ребенок максимально быстро адаптируется к новым условиям и примет учебное учреждение как часть своей жизни.
Школа - самый важный этап в жизни ребенка, предшествующий его полноценному вхождению во взрослую жизнь. Именно здесь он будет приобретать все необходимые знания, умения, получать навыки для дальнейшего творческого, профессионального и духовного развития.
Как показывает практика, даже успешные и лояльные в детском садике дети, тяжело воспринимают абсолютно новый для себя социум, с массой строгих требований, необходимостью полноценной и планомерной учебы, дисциплины, не говоря уже о тех будущих первоклассниках, кто вообще не посещал дошкольное учреждение. Для всех них нужна правильная, системная адаптация.
Необходимо начинать загодя, желательно со старшей группы детского сада. Естественно, в рамках ДОУ проводится работа местного социального педагога по ознакомлению детей с принципами школьной программы, поведения, дисциплины, осуществляется кратковременная симуляция рабочего процесса первоклассника. Однако как показывает практика, данных процедур зачастую явно недостаточно - малыш, все равно воспринимает вышеописанные мероприятия в сугубо игровой форме, этому же способствует регулярное посещение дошкольной группы.
Основные направления, по которым следует работать в данном контексте:
Современные дети сложно адаптируются к школе. Ряд социальных и педагогических исследований показывает, что только каждый пятый первоклассник без особых проблем вливается в коллектив и практически сразу привыкает к стандартному учебному процессу. Около половины всех будущих первоклассников даже посещая регулярно ДОУ и имея хорошие психологические характеристики, а также удачно пройденные тесты на готовность к школе, в конечном итоге имеют проблемы с адаптацией, преимущественно связанные с дисциплиной и успеваемостью. Причина данных проблем при отсутствии других негативных факторов (негативная социальная ситуация в семье, наличие проблем со здоровьем и так далее) - сосредоточенность на игровой составляющей описанной социальной ячейки общества. Ребенок, не будучи правильно и заранее подготовленным, плохо приспосабливается к новым для себя условиям, как психически, так и социально.
Со всеми вышеозначенными проблемами можно справиться лишь комплексно, помогая ребенку правильно расставлять акценты в процессе обучения и познавания, поощряя его за любые успехи в образовании, формируя четкие дисциплинарные рамки поведения в школе.
Если социальная адаптация ребенка к будущей школе во многом зависит от социума и детского окружения, а также педагогического влияния ДОУ, домашних условий, то психологический вектор приспособления представляет собой целостную сложную систему взаимосвязанных компонентов. Они включают в себя мотивацию, достаточность познавательного, речевого и интеллектуального развития, регуляции действий ребенка по отношению к ряду ситуаций, типовида отношений чада со сверстниками и взрослыми.
В современной практике приоритетными считаются три компонента:
Итак, ребенок, наконец, пошел в начальный класс. Первые дни школы в рамках ознакомления учебным заведением обычно положительно воспринимаются любыми детьми - атмосфера праздника, новизны, новых ощущений через некоторое время сменяется классическим учебным процессом. Именно на данном этапе могут возникнуть первые проблемы - если их вовремя не разрешить, то у ученика начинаются наблюдаться признаки дезадаптации.
Комплексная работа по оказанию помощи в период привыкания к школе должна вестись в двух направлениях - это мероприятия со стороны педагогического коллектива, учительницы и психолога, а также оказание поддержки дома.
Основные процедуры в рамках школы:
Домашние мероприятия:
Точных временных рамок, которые бы могли интерпретировать успешное окончание периода адаптации первоклассника попросту не существует - слишком много факторов влияют на данный комплексный процесс. Однако условно выделяют 3 основные категории детей в данном аспекте:
В первый год школьного обучения родители ребенка часто сталкиваются с системными трудностями адаптации чада к новому социуму. В ряде случаев их удаётся устранить безболезненно, отдельные же проблемы могут преследовать семью на протяжении длительного периода времени, вплоть до средней школы. Типичные негативные ситуации и методы их возможного разрешения:
Как понять, что ребенок приспособился к новым для себя условиям и его процесс адаптации подходит к завершению? Для этого, стоит произвести качественную оценку чада по ряду критериев:
Если по всем вышеописанным критериям вы можете поставить средний либо высокий балл, то с большой долей вероятности, ребенок приспособился в новом для себя социуме и далее сможет успешно осваивать новые знания.
Существует множество методик адаптации детей к школе, в том числе специализированного характера для учащихся со специфическими потребностями (инклюзивные классы). Мы предлагаем наиболее простые общие подходы, которые могут помочь типичному ребенку без особых проблем со здоровьем (физических либо психических) быстро освоиться в школе. При серьезных затруднениях, связанных с особыми факторами социально-психологической интеграции детей в любом случае родителям требуется помощь квалифицированных специалистов.
Общая схема:
Как можно понят, что ребенок полноценно освоился в школе? В первую очередь, понаблюдать за ним!
Признаки завершения адаптации и перехода к продуктивному учебному процессу с социальной интеграцией в новое для себя общество: